Природа мысли

Артем Кривонос (Велеяр)

Я мыслю – значит, я существую! Это утверждение считается бесспорным, но так ли это? Как часто вы пытаетесь отследить, откуда возникают ваши мысли и куда они уносятся? Что порождает бесконечный концерт из множества внутренних диалогов и мешанины обрывочных мыслей? Да и является ли вся эта «каша в голове» непосредственным продуктом деятельности именно вашего сознания? Для людей ведущих духовный поиск и занимающихся самопознанием ответы на эти вопросы представляют немалый интерес. Давайте же эти ответы найдем.

Мыслительный процесс в голове подавляющего большинства людей ни когда не прекращается. Мысли текут непрерывным потоком, который, становиться то более бурным, то спокойным, а то и взрывается девятибалльным штормом, разнося личность человека в мелкие щепы. Причем постоянное течение мыслей очень сложно прекратить без специальной на то подготовки. Множество знакомых мне людей на это заявление обычно отвечали в таком ключе: «Ни чего подобного, я, если захочу, могу сколько угодно ни о чем не думать!» Но когда я предлагал попробовать это сделать, все терпели стопроцентное фиаско. Непокорный процесс мышления никак ни хотел прерываться, а наоборот, как в притче «про белую обезьяну» только усиливался, абсолютно не подчиняясь волевым усилиям.

…Однажды Ходжа Насреддин узнал о том, что один ростовщик долго мучился коликами в животе, и так отчаялся, что сулил просто громадные деньги тому лекарю, который смог бы его излечить. Хитрый Насреддин, тут же решил воспользоваться подвернувшейся оказией.

Переодевшись лекарем, он пришел к дому ростовщика и представился знаменитым светилом медицинской науки. Его проводили к больному и Ходжа начал «осмотр». Он долго считал пациенту  пульс, мял живот, осматривал глаза, простукивал грудную клетку и все время сверялся с загадочными трактатами. Потом «врач» на некоторое время задумался и велел созвать всех родственников больного.

Когда все собрались, Ходжа Насреддин объявил им, что больной поражен редкой и очень опасной болезнью, спасти от которой может только священный и тайный, обращенный к Аллаху ритуал. И на их счастье он как раз владеет тайной этого ритуала, и может незамедлительно его провести, разуметься, как только получит приличный задаток за услуги.

Больной ростовщик, измученный постоянными болями, был согласен на все. Насреддин получил заветный кошель и начал «священнодействовать». Он расставил всех родственников больного в круг, самого ростовщика уложил в центре, и перед тем как начать обратился ко всем собравшимся с речью.

В своей пламенной речи он объявил, что ни капли не сомневается в исцелении больного, так как Аллах обязательно внемлет мольбе знающего тайный ритуал, а все что нужно от присутствующих это молиться про себя Аллаху, или хотя бы думать о возвышенном. Единственное чего делать не стоит, это думать о белой обезьяне. Ведь каждому человеку понятно, что это животное противно Аллаху – оно все время непристойно кривляется, кричит и прыгает, и вдобавок щеголяет ужасным голым красным задом. Поэтому только одна мысль об этом порождении Шайтана отвернет милость Аллаха от больного. При этом лекарь выразил полную уверенность, что об этом волноваться ни стоит, ведь здесь собрались люди образованные и высокодуховные, о всякой мерзости размышлять просто не способные.

И вот ритуал начался. Насреддин начал читать странные заклятья, подвывать и дрожать всем телом, делать пассы над больным, кружиться и закатывать зрачки, изображая погружение в экстатический транс.

А в это время все остальные присутствующие на ритуале люди, включая и самого больного, начали впадать в стыд и смятение. Ведь как они не старались, но пред их внутренним взором красовалась белая обезьяна. Она отвратительно кривлялась, кричала и прыгала, и как будто ей этого было мало, вдобавок не забывала бесстыдно демонстрировать ужасный голый красный зад. И в голове каждого проносилась мысль: «Всё, теперь из-за меня у лекаря ни чего не получиться»

И не удивительно, что эти прогнозы оправдались. Лекарь вдруг прервал свой странный ритуал, обвел обличающим взглядом собравшихся людей и гневно молвил: «Кто-то из вас осмелился думать о белой обезьяне! О горе мне, что я находился в обществе такого бесстыдного грешника! Он все испортил, и чудесное исцеление теперь невозможно!» И Насреддин в весьма правдоподобном гневе удалился, не забыв забрать задаток с собой. И ни кто и не подумал остановить его. Всем было очень стыдно, даже сам больной был полностью уверен, что в срыве ритуала виноват именно он…

Эта довольно известная притча наглядно показывает, что происходит, если мы пытаемся о чем-то «не думать», или вовсе прервать мыслительный процесс. Наше подсознание очень плохо воспринимает слово «не» и приказ «не думать» приобретает для него противоположный смысл. С этим, кстати, связанны сложности бросания вредных привычек – чем больше мы пытаемся «не думать» о рюмке водки, сигарете или игровом автомате, тем более навязчивыми становятся мысли о них. Так как же нам остановить этот вечный ментальный поток? Как найти ту внутреннюю тишину, о которой столько говорят духовные лидеры всех традиций?

Это вполне возможно. Свершение это не легкое, требующее недюжинной силы воли и терпения, но познать внутреннюю тишину может каждый, кто этого действительно захочет. Все дело в нашем отношении к решению любых жизненных вопросов. Большинство людей использует две основные стратегии: увидел препятствие – попытался атаковать его в лоб, не хватило сил удачно завершить атаку – спасайся бегством. Это касается, как и социальных взаимоотношений, так и решения внутренних проблем психологического характера. А ведь возможны и другие, менее привычные способы решения проблемных вопросов. Один из этих способов таков: чувствуя какие-либо силовые воздействия против вас, отстранитесь в сторону, уйдите с пути навалившейся на вас силы, дайте ей провалиться в пустоту. И когда низвергшаяся в пустоту сила исчерпает сама себя, вы без усилий сможете одержать победу.

Звучит на первый взгляд несколько витиевато, но руководствуясь этим правилом можно многого добиться. И вот как это можно применить в разрезе рассматриваемой темы.

Выберите спокойное место, в котором вас не будут беспокоить все время вашего опыта. Сядьте в удобную позу, мышцы ваши не должны напрягаться и ни что не должно вызывать внутреннего напряжения. Начните расслаблять свое тело медленно и тщательно, двигаясь сознанием от стоп к голове, оставляя за собой в тканях приятное тепло, легкую пульсацию и ощущение приятной тяжести. Если все сделано на совесть, то к моменту, когда ваше сознание поднимется к голове, все ваше тело будет чувствовать себя, как бы обернутым теплым пульсирующим коконом. Тогда можно приступать к следующей фазе.

Прикройте глаза и представьте, что вы находитесь внутри громадной трубы. В трубе дует сильный ветер, ветер не простой – он обдувает не только ваше тело, но и ваши мысли. И они, как осенние листья отрываются от вас и улетают в пустоту. Тут ваша самая главная задача не втянуться в эту ментальную игру, а все время оставаться в стороне беспристрастным наблюдателем и просто следить за процессом. Мысли исчезают, одна за другой, влекомые мистическим ветром, и уносят за собой целые ассоциативные ряды, которые могли бы вырасти в напряженный внутренний диалог. Но тут, же появляются другие. И их отрывает ветер и несет вдаль по трубе. И так раз за разом.

В конце концов, вас поразит догадка: «Откуда же берутся эти мысли, если вот он я – просто наблюдаю за ними в стороне?» Вот тут и начинается самое интересное…

…(из личного опыта.) Я сижу, прикрыв глаза, и наблюдаю за течением мыслительного процесса. Стараюсь не фиксировать своё внимание ни на одной из появляющихся в моем сознании фраз или идей, даю им беспрепятственно кружить вокруг меня, пытаясь привлечь моё внимание и вовлечь в свою странную игру. Я давно заметил, что большинство мыслей возникающих в моей голове во время таких радений  не имеют ни чего общего с непосредственной деятельностью моего сознания, моего «Аз Есьм». Они напоминают беспорядочные обрывки каких-то радиопередач, случайным образом пойманных мною. Чужие голоса, обрывки каких-то диалогов и речей, обрывочные фразы не несущие ни какого смысла, либо наоборот скрывающие за собой какое-то сокровенное значение.

Что это -  телепатия? Врядли это так. Слишком уж беспорядочна эта какофония. Намеренное навязывание чужих мыслей? Тоже так не думаю – ведь чем дольше я учусь не вовлекаться в этот беспорядочный процесс, тем меньше новых чужих образов приходит ко мне. Да и ответ не столь суть важен, важен результат – во всей этой мешанине найти и не потерять Себя…

Сейчас довольно много было сказано и написано о материальности мысли и едином информационном пространстве. И могу вас заверить, что это действительно так – все что было нами подумано и сказано, не исчезает в тот же момент. Наши мыслеобразы продолжают вести дальнейшее существование, либо, оставаясь в поле создавшего их, и раз за разом привлекая к себе внимание, подпитывают свою жизнь энергией хозяина, либо отправляются в вольное странствия, пока не погибнут от истощения, либо пока кто-нибудь не зацепит их своим вниманием и не примет на постой.

Существует единое информационное пространство, в котором вольно путешествует просто бессчетное количество созданных людьми мыслеформ. И человек с недисциплинированным сознанием легко втягивается в игры предлагаемые чужими мыслеобразами. Он свято верит в то, что это мысли его личные (ведь откуда взяться чему-либо чуждому в его собственной голове?) с удовольствием поддерживает с ними внутренний диалог, и в итоге всю свою излишнюю энергию растрачивает на поддержание жизнедеятельности этих энергоинформационных образований. Это положение вещей заметил не один я, в магической традиции европейцев такие мысли-паразиты именуются «лярвами», писал о них и незабвенный Карлос Кастанеда в своих поздних трудах, да в принципе в любой духовной традиции можно найти упоминание об этом явлении.

Но не стоит тут, же впадать в панику – такой симбиоз с мыслеобразом-паразитом не ведет вас к неминуемой гибели. Доказательство тому многие миллионы людей, населяющих наш мир, и спокойно проживающих свою жизнь, немало не заботясь о том, что твориться у них в голове. Другое дело если вы пытаетесь развиваться духовно и свою жизнь посвятили поиску Пути и Истины. В этом случае, дабы обрести ощутимый результат вам необходимо накапливать внутреннюю энергию, а не раздавать её направо и налево. Если вы считаете себя духовным искателем, то вам просто необходимо упорядочить процессы, протекающие в вашем ментальном поле.

Первым образом необходимо сделать регулярными медитации подобные той, которую я описал выше. Сразу же ощутимого результата ожидать не следует – скорее всего первые опыты окончатся тем, что вы сами того не желая зацепитесь за какую-то коварную мыслишку, и с удивлением обнаружите что вместо того что бы быть отстраненным наблюдателем, вы превратились в увлеченного собеседника. Но пройдет время и процесс безучастного созерцания будет проходить все легче и легче и в конце концов стонет таким же легким  и естественным как, скажем, дыхание.

К этому времени вы заметите чудесные перемены в себе – появиться много дополнительной энергии, ваш внутренний мир станет более гармоничным и упорядоченным уйдут в небытие страшные бури переживаний, вызываемые любыми жизненными неурядицами. Многие на этом останавливаются, и это их право. Но я пошел дальше и хочу вам поведать о дальнейших возможностях.

Наше взаимодействие с окружающим миром может иметь два состояния – одно из них я называю разумом, другое веданьем.

Разум – это привычное нам состояние сознания. В этом состоянии сознания мы поддерживаем внутренний диалог, в процессе которого мы навешиваем ярлыки, и даем определения всем вещам и явлениям, с которыми сталкиваемся в жизни. Все знакомое нам мы замечаем и классифицируем, все незнакомое пытаемся втиснуть в рамки известных нам явлений или, если это не получается, вовсе игнорируем. Причем вещи которые мы не замечаем в виду их полной непонятности и загадочности, зачастую являются тайной первопричиной многих окружающих нас событий.

Веданье – это полный антагонизм разуму. Это состояние, которое трудно описать словами, потому что в нем нет слов. Ему сложно научить, потому что учить собственно нечему. Знания, полученные в это состоянии легко применить в жизни, но ими трудно поделиться, так как трудно делиться тем, что мало кто сможет принять. Это безмолвие в сердце, пустота в мыслях и могущественная сила, переполняющая всю твою сущность. Все тайные знания различных школ магии и религиозных традиций были почерпнуты в процессе веданья.

Но нельзя сказать, что веданье это хорошо, а разум это плохо. Так же как нельзя утверждать и обратное. Каждый способ познания и взаимодействия с Всемирьем по-своему хорош, и имеет место быть при определенных обстоятельствах. Разум хорош при взаимодействии с социумом, веданье необходимо на стезе духовной. Обойтись одним лишь веданьем может лишь отшельник, сидящий под деревом бодхи, живущий же только разумом останется в стороне от путей духа.

Как же достичь веданья? Для этого опять-таки следует с успехом завершить практику, описанную выше, а на это могут уйти годы. И когда вы достигли безучастности к бурным ментальным потокам чужого, да и своего тоже, мыслетворчества, настанет пора культивировать внутренне безмолвие – полную тишину внутри, во время которой вы воспринимаете Всемирье не через призму своих суждений, а непосредственно таким, какое оно есть. Это и есть состояние веданья.

Достичь внутреннего безмолвия, одна из самых титанических задач, какую только может свалить на себя духовный искатель. Наш разум очень хитер и ни в какую не захочет отдавать бразды правления сознанием, в руки своего конкурента. Сколько раз когда вам будет казаться, что вот она долгожданная тишина, как тут же раздастся мысль: «Ура! Я не думаю!». И вы понимаете, что тишины ещё нет. Но как говориться – дорогу осилит идущий, и я хочу дать пару техник, которыми сам пользовался на своем пути.

Первая техника требует, как и в предыдущем случае уединенного места, в котором вам не будут мешать. Сядьте в удобную позу и провидите описанное выше расслабление тела. После чего начните медленно прогуживать слог «В-е-е-е-е…». Звук должен быть низкий и гудящий (отсюда и название метода – «прогуживание»). Вибрация от звука должна равномерно расползаться по всему телу. Сконцентрируйтесь на этом звуке, душите им, думайте, им ощущайте мир через него. Удерживайте концентрацию, пока весь мир не превратится в одно гудящее «В-е-е-е-е...». И когда это произойдет, резко прекратите гудение. И тогда, на какой-то миг вы прочувствуйте тишину, которая родиться в паузе между тем, когда прервался звук, ставший для вас всем миром, и ещё не родилось ни чего нового. Регулярно практикуя в таком ключе, вам все легче будет достигать тишины, и наконец-то вы сможете делать это и без предварительных действий.

Второй техникой хорошо пользоваться во время пеших прогулок, да и вообще во время любых перемещений по своим делам. Идя по улице или едя в транспорте, постарайтесь внутренне максимально расслабиться и начните работу со своим зрением и слухом. Смотрите чуть выше линии горизонта, ни на чем конкретном не фокусирую свои глаза. Если это получилось, то в вашем поле зрения окажется максимально возможное количество зрительной информации. Тоже самое проделайте и со слухом, не цепляйтесь за один избранный звук, извлеченный вами из окружающей какофонии, а старайтесь слышать сразу всё. Если все сделать правильно, то ваши слуховые и зрительные рецепторы просто затопит лавиной информации, разум будет просто не успевать навешивать ярлыки и давать всему определения, и ошарашено умолкнет. Правда на первых парах умолкать он будет на какие-то считанные мгновенья, которые вы и сами не успеете заметить. Но если вы приложите волю и терпение, то успех неизбежен.

…К одному волхву пришел радарь и спросил:

- Вещий человек, мне кажется, что я достиг тишины. Скажи мне, так ли это?

Посмотрел на него волхв и, вздохнув, ответил:

- Нет, ты ошибаешься.

Много ли, мало ли прошло время, то ни кто не знает, но снова встретились волхв и радарь.

- Тебе всё так же кажется, что ты достиг тишины? – спросил волхв

- Нет, тишина сама достигла меня… -  был на то ответ.

- Теперь ты прав. – ответил волхв и улыбнулся…

Я мыслю – значит, я существую.… Так ли это? Отчасти так, но теперь вы знаете, что есть состояние безмыслия, в котором Всемирье открывает ищущему свои тайны. Так пусть каждый, кто того желает, сможет открыться тишине, и она достигнет его.