Солнечный конь

kon 01Задумывались ли вы, символом чего является Конь? Валерий Войтович в своем фундаментальном труде «Українська міфологія» пишет, что конь – символ верности, преданности, выносливости и быстроты. Он неизменный советчик своего хозяина и служит ему до последней минуты. В заговорах конь и вороной, и буланый, и сивый, и серый, и белый, и огненный, огнедышащий, крылатый. С ясным солнцем или месяцем на лбу, со звездами на боках. Золотогривый – золотохвостый или просто золотой, нередко красный. Он принадлежит к серединному миру и символизирует Небо.

Побратим – конь может летать туда, где живут предки. Вот почему в сказках он передается герою в качестве отцовского наследства. Конь предсказывает будущее, знает все тайны Вселенной. С помощью его шерстинки или волоска герой может стать зверем или птицей и проникнуть в иной мир. Роль проводника тут часто выполняет волшебный конь – помощник героя (Сивка – Бурка, Конек – Горбунок и другие).

kon 02

Уместно здесь вспомнить так же Пегаса, крылатого коня, проживавшего на горах Парнас и Геликон. Он служил разным хозяевам, в том числе приносил выкованные Гефестом молнии Зевсу. Одно время он возил по небу светозарную Эос, богиню зари.

Крылатый конь был символом тамплиеров, мистического союза Средневековья.

Пегас, родившийся от смертоносного чудовища Медузы Горгоны на краю света и вознесшийся на сверкающие вершины Олимпа, является символом связи всего живого.

Одним из наиболее древних в мифологии славян является образ всадника. Так перед нами предстают былинные герои и святые, которые побеждают Змея. Вот слова старинного заговора: «На морі на Кияні, на острові Буяні, на біл-горючому камені Алатир, на хороброму коні сидять Єгорій Побідоносець, Михайло Архангел, Микола Чудотворець. Перемагають змія лютого, вогненного, який літав до невірного царства людей пожирати. Убили змія лютого вогненного, визволили дівицю царську і всіх людей…»

Корме св. Георгия и Ильи пророка, который разъезжал по небу в колеснице, запряженной конями, покровителями коней были святой Николай и в особенности «лошадники» Фрол и Лавр. Из употребляемых в наших местах, с конями связано имя Филипп – «любящий коней» (греч.)

Конь – атрибут высших богов и святых, и одновременно хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью.

kon 03В сознании наших предков жизнь не могла существовать отдельно от смерти и это наглядно видно в символике масти коней. Красный конь – воплощение огня. Он переносит души усопших в Вырий. Кроме того, он связан с зарей, стремительным началом и победой. Вороной конь это ночное звездное небо, которое считается царством душ предков. Кроме того, он обладает скрытой мощью, способной преодолевать тайные препятствия и недоброжелательство. Белый конь связан с божественным миром предков. Это энергия в чистом виде. Она придает ускорение любому процессу.

Во время святочных гаданий коню завязывали глаза и садились на него задом наперед. Куда он пойдет – в той стороне девушку ждал суженый.

Самым любимым животным скифов был конь. С огромной любовью скифы украшали своих коней. От уздечки до седла – все было украшено необыкновенно щедро и богато. Всадник на таком коне ощущал себя мужественным и непобедимым.

Изображение коня один из основных мотивов народного творчества. Кони красуются на прялках, ковшах, детских игрушках, на крышах домов и так далее.

kon 04

При храмах Свентовида (Святовида, Световида) содержался белый конь, с помощью которого гадали, подводя его к трем рядам копий. Было плохой приметой, когда конь спотыкался на левую ногу,  на правую – хорошей.

Во время святочных гаданий коню завязывали глаза и садились на него задом наперед. Куда он пойдет – в той стороне девушку ждал суженый.

kon 05

Самым любимым животным скифов был конь. С огромной любовью скифы украшали своих коней. От уздечки до седла – все было украшено необыкновенно щедро и богато. Всадник на таком коне ощущал себя мужественным и непобедимым.

Изображение коня один из основных мотивов народного творчества. Кони красуются на прялках, ковшах, детских игрушках, на крышах домов и так далее.

kon 06

При раскопках Пастырского городища VII-VIII (Средняя Надднепрянщина) были найдены подвески в виде двух коней с головами, направленными в разные стороны (так называемые протомы).

Про почитание коней киевлянами-язычниками сообщают древнерусские летописи, например «Повесть временных лет» Убитых в бою боевых коней хоронили на специальных помостах и насыпали над ними курганы, как над воинами. Часто кони сопровождали в иной мир своих хозяев. Известно множество захоронений дружинников с конями.

Отдельное место в мифологии славян занимал Диво-конь. В старинных обрядовых песнях часто присутствует мотив потопления в море или широкой реке конского табуна, среди которого выделяется чудо-конь:

«Угнав Іванко вороне стадо,
Ой угнав єго на золотий міст.
Став ся мостойко заламувати,
Став Іванонько та й задумався;
– Ой, не так ми жаль ворон-стадейка,
Ох но мені жаль того єдного,
Того єдного коня вороного,
Що храпойками звірейків страшив,
Що очейками звіздойки читав,
Що ушейками гірлойки слухав,
Що копитцями біл камінь лупав,
Що огоняйком слідки замітав,
Що гривойкою все поле вкривав»

(Цитируется по кн. В. Войтович «Українська міфологія»)

Сверхспособности такого Диво-коня распространялись на его хозяина, и воспевались в «парубочих» колядках.

kon 07

В первые дни апреля мы делали Солнечных коней. На выбор можно было сделать скакуна из лыка или ткани. Лыковые – похожи на сказочную Сивку – Бурку. Гривы, словно солнечные лучи. При этом норовистые лошадки разворачивали свои гордые головы именно в ту сторону, куда нужно двигаться хозяйке. Например, у молодой женщины, которой сейчас нужно решать в жизни практические вопросы, кобылка упрямо развернула мордочку вправо и вниз.

kon 08

Коники из ткани похожи на Коньков – Горбунков. Они более покладистые и домашние. И в то же время, в них чувствуется бодрость, задор и оптимизм.

Готовый «табун» мы заговорили специальным «конским» заговором на удачу в делах. Говорили и о том, что очень часто в целительских обрядах упоминается конь. Его призывают и для остановки кровотечения, и для вправления вывиха, и для исцеления от алкоголизма.

Современному городскому человеку не часто приходится иметь дело с живыми скакунами. Хотя при желании и здесь можно найти такую возможность. Существует даже официальный медицинский термин – иппотерапия. Наша работа по созданию Солнечного коня сочетала в себе несколько видов терапии. Кроме «иппотерапии» была арттерапия, терапевтическая этнопсихология, а также терапия сердечного общения в кругу единомышленников.

А для тех, кто не попал на нашу встречу, предлагаю в качестве «лакомства» и повода для размышлений эти два замечательных текста.

МУДРЫЕ КОНИ И ЗАМОРЫШЕК

Жили-были мужик с бабой, а детей у них не было. Раз пошел мужик в лес, видит - в болоте кобыла тонет. На счастье, у него с собой был топор да веревка: нарубил он веток, намостил гать, накинул кобылице веревку на шею и начал тянуть что было сил - лошадка и вылезла на твердую землю. Хотел мужик ее к себе отвести, да она головой мотнула, веревку сбросила и говорит человеческим голосом:

- Что спас меня, спасибо, но отслужу я не тебе, а младшему сыну твоему.

- Да нету у меня сыновей, ни младшего, ни старшего, - печально ответил мужик.

- Сделай, что я скажу, - потом увидишь, что после будет, - ответила кобылица и присоветовала, как поступить.

Воротясь домой, мужик обошел все дворы, собрал с каждого по яйцу (всего сорок одно яйцо получилось) и посадил на них клушу. Прошло две недели, и из тех яиц народилось сорок крепеньких, здоровых мальчиков, а один не удался - хил да слаб. Стали счастливые родители детям имена давать - всем дали, а последнему не досталось.

- Ну, - говорят, - зовись же ты Заморышек.

Росли дети не по дням, а по часам, и вот пошли как-то раз сено косить. Поработали и спать легли, а наутро глядят - ни одного стога нету, только клочья по земле валяются.

Накосили снова, назначили караульщиков, но тех в полночь сморил беспробудный сон. Тогда Заморышек пошел к кузнецу и попросил сковать ему цепь в руку толщиной да в три человеческих роста длиной. Взял Заморышек цепь и пошел вора стеречь.

Вот полночь настала - загудела земля, закачались звезды в небесах, всколыхалось сине море, и выскочила из него чудная кобылица. Подбежала к стогам и ну сено поедать. Заморышек подкрался, накинул на нее цепь и вскочил верхом. Стала она седока мыкать, по горам, по долам носить. Нет, не в силах сбить! Остановилась и говорит:

- Значит, ты и есть стариков младший сын? Пришла пора отслужить тебе. Подбежала к морю, гаркнула-свистнула - и явился на берег сорок один жеребец - конь коня лучше. А кобылица обратно в море ушла.

Наутро привел Заморышек на отцов двор целый табун и говорит братьям:

- Ну вот, кони у нас есть, теперь поехали невест себе искать.

Благословили их отец с матерью, они и отправились. Долго по белу свету ездили, но нигде столько невест не могли найти, чтобы сразу одну свадьбу сыграть. И вот заехали аж за тридевять земель, прямиком к Бабе-Яге. А та обрадовалась:

- Ну, наконец-то женихи приехали! У меня сорок одна дочь, уже в девках засиделись.

Глянули братья - да так и ахнули, девки-то одна другой краше! Тут же посватались, тут же и свадьбу сыграли. Пошли спать ложиться, и тут конь Заморышка говорит ему человеческим голосом:

- Смотри, хозяин, как ляжете с женами спать, наденьте на них свою одежду, а сами в их платья переоденьтесь. Скажите, мол, обычай у вас такой. Да сам-то ночью не спи, в оба глаза гляди. Не то все пропадем!

Заморышек все братьям обсказал, те поступили по его воле. Ну, уснули молодые, один Заморышек не спит, в оба глаза глядит. В самую полночь Баба-Яга кричит зычным голосом:

- Слуги мои верные! Рубите незваным гостям головы!

Прибежали слуги и отрубили головы дочерям Бабы-Яги. Заморышек братьев разбудил, вылезли они в окошко, вскочили верхами - и понеслись прочь отсюда.

А Баба-Яга глянула утром - и увидала своих дочерей мертвыми. Схватила она свое помело, забралась в ступу - и полетела по небу, клацая зубами: кого поймает - всех до смерти заест!

И вот уже нагоняет братьев. Тогда конь Заморышка, который последним скакал, топнул копытом - сделалось позади него море такое большое, что глазом не объять. Летела Баба-Яга через море, летела, наконец устала - да и назад вернулась. А добрые молодцы на своих волшебных конях воротились домой, к отцу с матерью.

КОНЬ

«Что ты ржешь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил?
Али я тебя не холю?
Али ешь овса не вволю?
Али сбруя не красна?
Аль поводья не шелковы,
He серебряны подковы,
Не злачены стремена?»
Отвечает конь печальный:
«Оттого я присмирел,
Что я слышу топот дальний,
Трубный звук и пенье стрел;
 
Оттого я ржу, что в поле
Уж не долго мне гулять,
Проживать в красе и холе,
Светлой сбруей щеголять;
Что уж скоро враг суровый
Сбрую всю мою возьмет
И серебряны подковы
С легких ног моих сдерет;
Оттого мой дух и ноет,
Что наместо чепрака
Кожей он твоей покроет
Мне вспотевшие бока».

А. Пушкин