«Эх, раз, еще раз,
Еще много, много раз!
Лучше сорок раз по разу,
Чем ни разу сорок раз!»
Цыганская песня

Однажды я задумалась над созвучностью слов сорок, сорока и сорочка. Я хорошо знаю, что в базовых словах каждого языка могут скрываться удивительные тайны. Не раз, потянув за тоненькую ниточку при расшифровке первичного значения такого слова, удавалось выйти на интересные открытия. О некоторых из них я уже писала. Например, в статье про Божье око. Вот и теперь, созвучие трех вышеуказанных слов было предметом моих досужих размышлений до тех пор, пока я не встретилась с куклой Сорокой. Яркий, самобытный образ Сороки заставил с новым интересом посмотреть на ребус «сорока». Сейчас я поделюсь с вами тем, что удалось обнаружить и собрать, работая над этой темой.

Сорок сороков

В славянских языках, таких как украинский и русский, есть одна загадка. Слова, обозначающие числительные от двадцати до восьмидесяти образованы единообразно: тридцать, пятьдесят, семьдесят и тому подобное. Исключение составляет только число сорок. Откуда взялось это название числа, которое должно бы называться четыредесят?

Исследователи считают, что в давние времена существовала именно такая форма числительного. В пользу этого предположения говорит то, что, например, в литовском языке сохранилась похожая форма – keturiasdesimt.

Откуда же взялось это слово, так явно выбивающееся из общего ряда? Общепринятая на сегодняшний день версия гласит, что обычай считать сороками появился на Руси очень давно. «Сорокой» или «сорочкой» назывался мешок, в котором помещалось четыре десятка соболиных, куньих и тому подобных шкурок. Именно столько меха нужно было набрать на шубу. Таким образом, сорок выступало числом систематизированного множества, удобным для счета при торговле. Хотя словосочетание «сорок сороков» как раз обозначает неопределенное множество, абстрактно большое количество. Похоже на то как «тьма» - «тысяча» употребляется в выражении «тьма тьмущая».

Но откуда же возникло название этого самого мешка? Есть предположение, что славяне переняли его то ли у греков, то ли у турков. Выдвигается так же версия, что скандинавское serkr, обозначающее «шкура» и «рубашка» («берсерк» - «медвежья шкура, рубашка») связано с нашим словом «сорочка». Ученые мужи страстно спорят, кто у кого в данном случае заимствовал это слово, но, тем не менее, очевидно, что оно общее для славян и варягов. Хотя у меня вызывает большое сомнение, что наш народ, имевший достаточно высокий уровень культуры, оказался не способным самостоятельно назвать предмет первой необходимости, имеющий, как мы увидим позже, глубокий сакральный смысл.

Что же касается названия числа, мне больше импонирует точка зрения, высказанная еще В.Далем, выводящем слово сорок от словосочетания со рок.  Рок – судьба, срок, урочное, уреченое время, пора, а ректи – говорить, вещать, сообщать.  Таким образом,сорок это число, соответствующее Року или судьбе. Сорок и срок – возможно, когда-то были синонимами? Сорок – это временная единица, определяющая срок, назначенный, изреченный роком? Посмотрим, что говорит об этом древняя наука нумерология.

Немного нумерологии

Особое значение этого числа хорошо объяснялось пифагорейцами, последователями учения великого математика, философа и мага. Они утверждали, что в «четверице», тетрактисе заключено описание Универсума, проявленного Мира:

  • 1 – Бога, самодостаточность, первичный импульс.
  • 2 – Богиня, пара, дуальность, взаимодействие;
  • 3 – Дитя, движение, развитие;
  • 4 – Материя, остановка, проявленность; четыре стихии, четыре стороны света.

Сложение первых четырех цифр порождает десятку или декаду: 1+2+3+4=10. Первые три цифры выражают Божественный мир или Троицу, четверка дает возможность воплотиться, материализоваться божественному творению. Десятка, таким образом, путь который необходимо пройти Первичному импульсу до воплощения. Но для полного и окончательного завершения акта творения необходимо пройти этот путь четырежды, в соответствии с особенностями четырех основных стихий, в четырех основных направлениях (восток, юг и т.д.). К слову, эта закономерность великолепно иллюстрируется системой построения младших цифровых арканов карт Таро. Только так дух может обогатиться опытом проявленного мира: 10х4=40. Таким образом, сорок символизирует тайну инволюции духа с его окончательным падением в материю и возможностью, оттолкнуться от дна материальности для последующего возрождения.

Мы можем встретить отголоски восприятия сакральности числа сорок, идущие с незапамятных времен и плавно перешедшие во времена христианства: «сорок морозов после праздника Сорока мучеников (праздника Сороки)»; Масленица – «трех матерей дочка, сорока бабушек внучка» и тому подобное.

Следует отметить,  что особое значение числа сорок встречается не только в славянском мире. Достаточно вспомнить Али бабу и сорок разбойников из арабской сказки. В предместье Константинополя, к примеру, есть район «Сорок церквей».

С числом сорок связаны, и представления о странствиях души. Нумерология и здесь проливает свет на тайну сорока. 1 – начало всех вещей, 3 – Божественное число творения. С помощью этих чисел мы можем получить усложненный, более совершенный образ Проявленного Мира.   Единица, три, трижды три и трижды трижды три, то есть геометрическая прогрессия. Получаем 1+3+9+27=40. Эта формула принадлежит к наиболее сакральным. Она выражает этапы перехода души в иной мир, приобщение ее к вечности. После дня похорон поминки отмечаются на 3-й, 9-й, 27-й (редко) и на 40-день. Эти сроки обозначают качественные переходы, рывки и разрывы с прежними уровнями. Люди, понесшие утрату и находящиеся в тесной связи с удаляющейся душой, отмечают несомненные изменения своего состояния в эти моменты.

Примечательно существование точки зрения о том, что после зачатия душа вселяется в зародыш лишь на сороковой день. До этого она пребывает рядом с матерью, присутствуя при начальной стадии формирования нового тела, присматриваясь к маме и давая ей возможность принять окончательное решение по поводу наступившей беременности.

И еще, у украинцев на сороковой день после рождения крестная мать дарила крестнику его первый поясок, который не снимался до трехлетнего у девочек и четырехлетнего у мальчиков возраста. Он вместе с нательным крестиком (значительно более поздняя традиция) считался самым сильным оберегом малыша. Откуда в этом случае период в сорок дней? Возможно, до этого момента ребенок еще не до конца воплотился, и его охраняют высшие силы? А не сороковой день после рождения душа окончательно пересекает невидимый рубеж, и поясок (так же один из сакральных элементов одежды) помогает неокрепшему телу удерживать ее в новом мире?

Таким образом, можно сказать, что сорок выражает число испытания, предшествующее переходу души в иное качество. Именно столько дней требуется для преодоления сомнений, страхов, и страстей. Сорок дней продолжался потоп, завершившийся радугой Завета. Сорок лет водил Моисей свой народ по пустыне. Сорок дней провел Христос в пустыне, прежде чем вышел к людям с новым учением. Сорок дней прошло между Воскресением и Вознесением Христа.

god soroki 02

Не случайно мы можем насчитать сорок звезд на иконе Софии Премудрости Божия ХУ века. Следовательно, сорок это срок, период, действительно отмеченный Судьбой или Роком, неким высшим законом. Единица времени соразмерная высшему ритму Бытия.

В Украине число сорок было ключевым при подготовке к свадьбе. Девушка до вступления в брак должна была соткать сорок поясов и вышить не менее сорока рушников. Каждый из этих предметов прокладывал дорожку будущей счастливой семейной жизни на разных ее этапах.

Теперь интересно было бы проследить связь между словами сорок – сорочка – сорока.