Птица сорока

Говорят, что на Сорочины, Сороки эта птица, не улетающая на зиму в теплые края, строит гнездо, укладывая в него сорок веточек. Детская потешка про Сороку – испокон века сопровождает одну из первых игр, в которую играет множество поколений мам и бабушек со своими малышами. Помните, как ваша мама водила пальцем по вашей ладошке, приговаривая:

god soroki 05

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Сорока-ворона
Кашку варила,
Деточек кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Ты дров не рубил!
Ты воду не носил!
Не дам тебе кашки!
Тут синичка (щекочем запястье)
Тут криничка (щекочем локтевой сгиб)
Тут холо-о-одненькая водичка (щекочем подмышку)

И после этой игры малыш и мама заливается счастливым смехом. А в сознании ребенка, на позитиве и ненавязчиво поселяется понимание того, что только тот, кто трудится, помогает маме и дружно живет со своей семейкой, удостаивается счастья отведать самой вкусной на свете еды – сорокиной кашки! Кстати, по-украински – «лоскоче» – означает «щекочет» и по сорочьи «стрекочет».

Тщательная забота птицы о своем гнезде и потомстве превратила ее в сказках и песнях в домовитую заботливую хозяйку. Сорока «справная» хозяйка, заботливая и требовательная мама. Возможно, этим объясняется участие сорок в свадебных обрядах. Так называли свах и подружек невесты. На Черниговщине частью свадебного обряда был примечательный танец. Когда после первой брачной ночи из коморы (специально оборудованная для молодых часть хаты) выносили сорочку молодой, дружки «скакали сороки». Под предводительством старшего дружки жениха с сорочкой в руках обходили в танце вокруг стола и всей хаты противосолонь трижды. Здесь мы снова видим отголоски обряда инициации, перехода из одного состояния в другое (смотри выше тайную пифагорейскую формулу сорока). Девушка умерла, в ее теле родилась женщина, и это подтверждалось пролитой ею кровью. И кратная сорока единица времени, необходимая для качественного перехода, заменяется сорокой. Эта символическая, мистическая сорока (танец, хоровод), закручивая спираль против движения солнца, завершает, «узаконивает» посвящение невесты в жену. Не этими ли старинными обрядами был вдохновлен А.С.Пушкин при написании его озорной поэмы «Царь Никита и сорок его дочерей»?

Но участием в свадебном обряде присутствие сороки в семейной жизни женщины не ограничивалось. Ее славное имя носит головной убор, сохранявшийся в обиходе на юге Российской империи до начала ХХ века. Он напоминает современную бандану. Такой платок – сороку надевали поверх головного обруча, на который женщины накручивали свои пышные волосы, чтобы те не выбивались наружу. Сорока обильно украшалась на лбу вышивкой.

god soroki 06

По бокам она имела длинные концы – крылья, завязывавшиеся сзади, а на затылке – хвост, позатылень. Все это сооружение действительно напоминало крылатую птицу.

Заметим, что птиц вокруг жилья наших предков водилось множество. Почему же для названия обязательной части головного убора замужней женщины выбрали именно сороку? Это не может быть случайностью! Видно знали наши пра-пра-бабушки что обладает белобока некими важными качествами, которые полезно позаимствовать для сохранения счастья в семейной жизни.