О сороках и не только

Поздравляем с наступлением Года Сороки!

god soroki 01

По авестийскому тридцатидвухлетнему циклу он наступает 21 марта 2011 года, после весеннего равноденствия. Сорока сменит на посту управления небесными ритмами Черепаху. Год Сороки - 10-й год цикла.

Эта птица символизирует ловкость, быстроту ума, связь с Высшим миром, владение словом, вербальной магией, обретение защиты, веру в помощь молитвы.

Антитотем года – Чайка (по другим источникам Крот или Черный Грач). Символизирует косноязычие, заторможенность, подрывание корней.

Харизма (духовный дар) - бойкость.

Родившиеся в год Сороки должны все время играть, чуть-чуть лукавить (как Хаджа Насреддин) ради восстановления справедливости. Тотем Сороки - это бесстрашное распутывание любых козней и интриг, ловкость, подвижность, умение мгновенно разбираться в происходящем и самостоятельно комбинировать ситуации. Человек с тотемом Сороки умеет делать несколько дел одновременно, заранее просчитывать возможные варианты.

Внешне тотем Сороки проявляется в том, что у человека в течение жизни несколько раз меняется цвет волос: часто они кажутся какими-то пегими, нередко рано седеют, а потом могут опять потемнеть.

Антитотем особенно отчетливо проявляется в невнятной речи и, вместе с тем, в ужасной болтливости, замедленной реакции на все происходящее, неумении хранить тайны.

В годы священной птицы Сороки хорошо работать со словом, подписывать документы, принимать важные решения, как можно больше перемещаться и путешествовать.

Высшее проявление этого года - обретение Молитвенного Слова и высшей защиты, силы вербальной магии.


«Эх, раз, еще раз,
Еще много, много раз!
Лучше сорок раз по разу,
Чем ни разу сорок раз!»
Цыганская песня

Однажды я задумалась над созвучностью слов сорок, сорока и сорочка. Я хорошо знаю, что в базовых словах каждого языка могут скрываться удивительные тайны. Не раз, потянув за тоненькую ниточку при расшифровке первичного значения такого слова, удавалось выйти на интересные открытия. О некоторых из них я уже писала. Например, в статье про Божье око. Вот и теперь, созвучие трех вышеуказанных слов было предметом моих досужих размышлений до тех пор, пока я не встретилась с куклой Сорокой. Яркий, самобытный образ Сороки заставил с новым интересом посмотреть на ребус «сорока». Сейчас я поделюсь с вами тем, что удалось обнаружить и собрать, работая над этой темой.

Сорок сороков

В славянских языках, таких как украинский и русский, есть одна загадка. Слова, обозначающие числительные от двадцати до восьмидесяти образованы единообразно: тридцать, пятьдесят, семьдесят и тому подобное. Исключение составляет только число сорок. Откуда взялось это название числа, которое должно бы называться четыредесят?

Исследователи считают, что в давние времена существовала именно такая форма числительного. В пользу этого предположения говорит то, что, например, в литовском языке сохранилась похожая форма – keturiasdesimt.

Откуда же взялось это слово, так явно выбивающееся из общего ряда? Общепринятая на сегодняшний день версия гласит, что обычай считать сороками появился на Руси очень давно. «Сорокой» или «сорочкой» назывался мешок, в котором помещалось четыре десятка соболиных, куньих и тому подобных шкурок. Именно столько меха нужно было набрать на шубу. Таким образом, сорок выступало числом систематизированного множества, удобным для счета при торговле. Хотя словосочетание «сорок сороков» как раз обозначает неопределенное множество, абстрактно большое количество. Похоже на то как «тьма» - «тысяча» употребляется в выражении «тьма тьмущая».

Но откуда же возникло название этого самого мешка? Есть предположение, что славяне переняли его то ли у греков, то ли у турков. Выдвигается так же версия, что скандинавское serkr, обозначающее «шкура» и «рубашка» («берсерк» - «медвежья шкура, рубашка») связано с нашим словом «сорочка». Ученые мужи страстно спорят, кто у кого в данном случае заимствовал это слово, но, тем не менее, очевидно, что оно общее для славян и варягов. Хотя у меня вызывает большое сомнение, что наш народ, имевший достаточно высокий уровень культуры, оказался не способным самостоятельно назвать предмет первой необходимости, имеющий, как мы увидим позже, глубокий сакральный смысл.

Что же касается названия числа, мне больше импонирует точка зрения, высказанная еще В.Далем, выводящем слово сорок от словосочетания со рок.  Рок – судьба, срок, урочное, уреченое время, пора, а ректи – говорить, вещать, сообщать.  Таким образом,сорок это число, соответствующее Року или судьбе. Сорок и срок – возможно, когда-то были синонимами? Сорок – это временная единица, определяющая срок, назначенный, изреченный роком? Посмотрим, что говорит об этом древняя наука нумерология.

Немного нумерологии

Особое значение этого числа хорошо объяснялось пифагорейцами, последователями учения великого математика, философа и мага. Они утверждали, что в «четверице», тетрактисе заключено описание Универсума, проявленного Мира:

  • 1 – Бога, самодостаточность, первичный импульс.
  • 2 – Богиня, пара, дуальность, взаимодействие;
  • 3 – Дитя, движение, развитие;
  • 4 – Материя, остановка, проявленность; четыре стихии, четыре стороны света.

Сложение первых четырех цифр порождает десятку или декаду: 1+2+3+4=10. Первые три цифры выражают Божественный мир или Троицу, четверка дает возможность воплотиться, материализоваться божественному творению. Десятка, таким образом, путь который необходимо пройти Первичному импульсу до воплощения. Но для полного и окончательного завершения акта творения необходимо пройти этот путь четырежды, в соответствии с особенностями четырех основных стихий, в четырех основных направлениях (восток, юг и т.д.). К слову, эта закономерность великолепно иллюстрируется системой построения младших цифровых арканов карт Таро. Только так дух может обогатиться опытом проявленного мира: 10х4=40. Таким образом, сорок символизирует тайну инволюции духа с его окончательным падением в материю и возможностью, оттолкнуться от дна материальности для последующего возрождения.

Мы можем встретить отголоски восприятия сакральности числа сорок, идущие с незапамятных времен и плавно перешедшие во времена христианства: «сорок морозов после праздника Сорока мучеников (праздника Сороки)»; Масленица – «трех матерей дочка, сорока бабушек внучка» и тому подобное.

Следует отметить,  что особое значение числа сорок встречается не только в славянском мире. Достаточно вспомнить Али бабу и сорок разбойников из арабской сказки. В предместье Константинополя, к примеру, есть район «Сорок церквей».

С числом сорок связаны, и представления о странствиях души. Нумерология и здесь проливает свет на тайну сорока. 1 – начало всех вещей, 3 – Божественное число творения. С помощью этих чисел мы можем получить усложненный, более совершенный образ Проявленного Мира.   Единица, три, трижды три и трижды трижды три, то есть геометрическая прогрессия. Получаем 1+3+9+27=40. Эта формула принадлежит к наиболее сакральным. Она выражает этапы перехода души в иной мир, приобщение ее к вечности. После дня похорон поминки отмечаются на 3-й, 9-й, 27-й (редко) и на 40-день. Эти сроки обозначают качественные переходы, рывки и разрывы с прежними уровнями. Люди, понесшие утрату и находящиеся в тесной связи с удаляющейся душой, отмечают несомненные изменения своего состояния в эти моменты.

Примечательно существование точки зрения о том, что после зачатия душа вселяется в зародыш лишь на сороковой день. До этого она пребывает рядом с матерью, присутствуя при начальной стадии формирования нового тела, присматриваясь к маме и давая ей возможность принять окончательное решение по поводу наступившей беременности.

И еще, у украинцев на сороковой день после рождения крестная мать дарила крестнику его первый поясок, который не снимался до трехлетнего у девочек и четырехлетнего у мальчиков возраста. Он вместе с нательным крестиком (значительно более поздняя традиция) считался самым сильным оберегом малыша. Откуда в этом случае период в сорок дней? Возможно, до этого момента ребенок еще не до конца воплотился, и его охраняют высшие силы? А не сороковой день после рождения душа окончательно пересекает невидимый рубеж, и поясок (так же один из сакральных элементов одежды) помогает неокрепшему телу удерживать ее в новом мире?

Таким образом, можно сказать, что сорок выражает число испытания, предшествующее переходу души в иное качество. Именно столько дней требуется для преодоления сомнений, страхов, и страстей. Сорок дней продолжался потоп, завершившийся радугой Завета. Сорок лет водил Моисей свой народ по пустыне. Сорок дней провел Христос в пустыне, прежде чем вышел к людям с новым учением. Сорок дней прошло между Воскресением и Вознесением Христа.

god soroki 02

Не случайно мы можем насчитать сорок звезд на иконе Софии Премудрости Божия ХУ века. Следовательно, сорок это срок, период, действительно отмеченный Судьбой или Роком, неким высшим законом. Единица времени соразмерная высшему ритму Бытия.

В Украине число сорок было ключевым при подготовке к свадьбе. Девушка до вступления в брак должна была соткать сорок поясов и вышить не менее сорока рушников. Каждый из этих предметов прокладывал дорожку будущей счастливой семейной жизни на разных ее этапах.

Теперь интересно было бы проследить связь между словами сорок – сорочка – сорока.


Сила сорочки

Сорочка – так называется женская и мужская нательная одежда. В русском языке это название практически вытеснено словом «рубашка». В украинском оно по праву до сих пор занимает почетное место. В Украине сорочка, особенно мужская, была символом «кохання» (точного перевода на русский язык нет). «Випрати (выстирать) сорочку» - означало в чумацких песнях стать возлюбленной чумака во время его странствия. Чумаки остерегались давать в пути чужим женщинам стирать сорочку, хоть бы и пошла«сьома неділя» странствия. Это и понятно. Пропитанная потом сорочка, была почти, что второй кожей или даже двойником чумака. Его единственной защитой там, где не было родных стен, которые помогают. Чумаки хранили верность, оставшимся дама любимым, зная, что женщина, стирающая сорочку, получала особую власть над ее хозяином.

Сорочки, вышитые символическими орнаментами, присущими данному региону, обладали большой защитной силой. Через узоры, цвета и символы вышиванка обеспечивала связь с силами родной земли и предками.

god soroki 03

Традиционная украинская вышиванка Х1Х века. Историко-археологический музей «Древняя Арата – Украина» в селе Триполье.

Считалось, что доживет до старости тот, у кого была «четвергова» сорочка. Ее для своего мужа кроила и шила жена за один четверг, навязывая на ней столько узелков, сколько лет жизни желала своему мужу.

Новорожденных принимали в старую родительскую сорочку. Мальчиков – в отцовскую, девочек – в мамину: «Бо вони (сорочки) вже випробувані» На Черниговщине собираясь в людное место, на малышей надевали сорочки задом наперед, чтобы «не пристав пристріт» (сглаз).

Особым знаком счастливой доли считалось рождение в «сорочке». Про таких людей говорили, что он «счастье в пазухе носит». Эту «сорочку» высушивали и зашивали в ладанку. Ее хранили и передавали из поколения в поколение. Считалось, что она приносит удачу всему дому. Куда бы не ехал обладатель «сорочки» и что бы не делал – ему всегда сопутствовал успех.

Так неужели слово сорочка, как считают некоторые исследователи, произошло от названия мешка для хранения шкур, в котором прорезали дырки для рук и головы? Или от варяжского слова «шкура»? Вряд ли. Скорее можно сделать вывод, что осознанно, с любовью и по всем правилам пошитая и вышитая сорочка – это зашифрованное соединение сорока божественных энергий, творящих совершенную, гармоничную долю человека.


Сорочины и Сорочинцы

Праздник Сорочини или Сороки праздновался 9/22 березня/марта. Про него известно, что в этот день закликали птиц, выпекая из теста жаворонков. Парни и девушки гадали на суженых. В Украине существовала еще одна традиция, известная значительно меньше. Сорочины были особенным днем для ткачих. А ткачихами были раньше все женщины. Это искусство должна была постичь каждая девушка, готовясь к замужеству. Полотно, выходящее из-под умелых женских рук, несло в себе их энергию, любовь и заботу. Но если что-то омрачало душу ткачихи – полотно впитывало, вплетало в себя ее печаль и заботу. Хорошо, если при этом нить рвалась. Женщина могла спохватиться и омыть свою душу молитвой или специальной песней. Ткачество было одной из основ человеческой жизни. Из полотна шились сорочки, вышивались рушники. Так вот на Сорочины каждая пряха должна бала встать «до світ сонця» и выткать сорок цівок полотна (сорок струек, рядочков). После этого своеобразного жертвоприношения на целый год она получала благословение Великой богини, помощь рожаниц и дідів-прадідів, которые именно в это время возвращаются вместе с перелетными птицами на родную землю из Ирия.

Не случайна на Украине девятого березня/марта ( по некоторым традициям и в другие дни вплоть до двадцать второго марта) в период, когда как говорили деды,  открываются ворота небесного Ирия и провозглашается начало весны, празднуется день Сорока святых, Сорочины, Сороки. А на Великдень (Пасху) особенным почетом пользуется писанка-берегиня «сороковка» или «сорококлинка». Это живое яйцо, на котором все пространство поделено на сорок треугольников. Повернутые в разных направлениях вершинами треугольники, символизируют различные сочетания природных стихий в их Божественных взаимоотношениях.

god soroki 04

Напомним, что Ирием называли в старину благодатный край, в который уходят души праведных предков и где созревают души тех, кому предстоит родиться. Изобильный, богатый край, похожий на ярмарку в Великих Сорочинцах, гениально, с добрым юмором, описанную нашим земляком, Николаем Васильевичем Гоголем:  «Що, Боже Ти мiй, Господе! чого нема на тiй ярмарцi! Колеса, скло, дьоготь, тютюн, ремiнь, цибуля, крамарi всякi... так, що хоч би в кишенi було рублiв i з тридцять, то й тодi б не закупив усiєi ярмарки».

Возможно, это славное село на Полтавщине получило свое название в честь весеннего праздника Сорочины или интересующей нас птицы. А может, именно тут мастерицы вышивали самые красивые сорочки? И как праздник этот знаменует собой окончательную победу весны над зимой, тепла над холодом, радости над унынием, так и замечательная традиция Сорочинских ярмарок вот уже не одно столетие подтверждает победу неистребимого оптимизма и жизнелюбия украинцев над временщиками всех мастей.  Если вы еще не бывали на этом фантастическом мероприятии, проходящем в конце лета, непременно найдите для этого время. Не пожалеете!

Народу там собирается несметное количество и всем при этом хватает места. Вы не только найдете на ярмарке нужный товар, но и купите то, о существовании чего раньше даже не догадывались! Я, например, привезла оттуда соломенное чудо – берегиню. Это сплетенное по спирали из пшеничных стеблей большое яйцо, заканчивающееся пучком из пяти спелых колосьев. Раньше такие обереги висели под потолком на сволоке(потолочной балке, поддерживающее «небо») в каждой хате. Мою берегиню продавала бабушка в платочке, лет восьмидесяти пяти. Я спросила у нее:

- Это Вы сами плетете?

- Ні, я тільки продаю. А плете моя старша сестра. (!)

Я купила у нее столько соломенных берегинь, сколько могла довезти и подарила всем своим близким.

Народ на Сорочинской ярмарке, действительно, шумит как огромная стая сорок. И пора нам снова вспомнить об этих примечательных птицах.


Птица сорока

Говорят, что на Сорочины, Сороки эта птица, не улетающая на зиму в теплые края, строит гнездо, укладывая в него сорок веточек. Детская потешка про Сороку – испокон века сопровождает одну из первых игр, в которую играет множество поколений мам и бабушек со своими малышами. Помните, как ваша мама водила пальцем по вашей ладошке, приговаривая:

god soroki 05

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Сорока-ворона
Кашку варила,
Деточек кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Ты дров не рубил!
Ты воду не носил!
Не дам тебе кашки!
Тут синичка (щекочем запястье)
Тут криничка (щекочем локтевой сгиб)
Тут холо-о-одненькая водичка (щекочем подмышку)

И после этой игры малыш и мама заливается счастливым смехом. А в сознании ребенка, на позитиве и ненавязчиво поселяется понимание того, что только тот, кто трудится, помогает маме и дружно живет со своей семейкой, удостаивается счастья отведать самой вкусной на свете еды – сорокиной кашки! Кстати, по-украински – «лоскоче» – означает «щекочет» и по сорочьи «стрекочет».

Тщательная забота птицы о своем гнезде и потомстве превратила ее в сказках и песнях в домовитую заботливую хозяйку. Сорока «справная» хозяйка, заботливая и требовательная мама. Возможно, этим объясняется участие сорок в свадебных обрядах. Так называли свах и подружек невесты. На Черниговщине частью свадебного обряда был примечательный танец. Когда после первой брачной ночи из коморы (специально оборудованная для молодых часть хаты) выносили сорочку молодой, дружки «скакали сороки». Под предводительством старшего дружки жениха с сорочкой в руках обходили в танце вокруг стола и всей хаты противосолонь трижды. Здесь мы снова видим отголоски обряда инициации, перехода из одного состояния в другое (смотри выше тайную пифагорейскую формулу сорока). Девушка умерла, в ее теле родилась женщина, и это подтверждалось пролитой ею кровью. И кратная сорока единица времени, необходимая для качественного перехода, заменяется сорокой. Эта символическая, мистическая сорока (танец, хоровод), закручивая спираль против движения солнца, завершает, «узаконивает» посвящение невесты в жену. Не этими ли старинными обрядами был вдохновлен А.С.Пушкин при написании его озорной поэмы «Царь Никита и сорок его дочерей»?

Но участием в свадебном обряде присутствие сороки в семейной жизни женщины не ограничивалось. Ее славное имя носит головной убор, сохранявшийся в обиходе на юге Российской империи до начала ХХ века. Он напоминает современную бандану. Такой платок – сороку надевали поверх головного обруча, на который женщины накручивали свои пышные волосы, чтобы те не выбивались наружу. Сорока обильно украшалась на лбу вышивкой.

god soroki 06

По бокам она имела длинные концы – крылья, завязывавшиеся сзади, а на затылке – хвост, позатылень. Все это сооружение действительно напоминало крылатую птицу.

Заметим, что птиц вокруг жилья наших предков водилось множество. Почему же для названия обязательной части головного убора замужней женщины выбрали именно сороку? Это не может быть случайностью! Видно знали наши пра-пра-бабушки что обладает белобока некими важными качествами, которые полезно позаимствовать для сохранения счастья в семейной жизни.


Летите сороки, ухватите уроки

Наши предки давно заметили, что кратность сорока связано с силой, не являющейся исключительно позитивной. Это просто сила. А будет ли она использована для утверждения добра или зла, жизни или смерти, зависит от того, в чьи руки она попадает. Так считалось, что у темных сил на службе состоят сорок злых демонов – лихоманок, наказывающих провинившихся, или нападающих на ослабевших людей (правда, в некоторых случаях их насчитывается 9,12,13 или 77). И бороться с неприятностями следует их же оружием. Возможно, с этим связана продолжительность карантина против чумы, оспы в Средние века – сорок дней. И Великий пост, продолжающийся сорок дней, способен очистить нас от многих грехов.

Однако не всегда эффект сорока может справиться с неприятностями, и тут на помощь приходит сорока. Дело в том, что у нее есть доступ к миру для человека враждебному. Украинцы говорят, что она создана чертом, и он использует ее в качестве ездового животного. Поэтому она может быть посредником или инструментом в противоборстве с вредоносными проявлениями. Часто убитую сороку вешали в хлеву в качестве предостережения нечистой силе. Считалось, что она оберегает так же домашнюю птицу от хищников. Поскольку сороками оборачивались некоторые ведьмы, тушка или чучело этой птицы считалось надежным оберегом и от них.

В народе считалось, что сорока на своем длинном хвосте приносит новости. Если сорока или сороки кричат на хате или возле нее, это значит, что хозяина кто-то будет ругать или он получит известие. А может быть, к нему собираются гости. Помните про то, что в течение сорока дней после зачатия душа ребенка размышляет о том, остаться ли у этой мамы насовсем? Возможно, по этой причине считалось, что беременной нельзя выходить во двор, если там стрекочут сороки.

Правда бытовали и другие взгляды на то, почему беременным женщинам следует опасаться сорок. Считалось, что именно в этих птиц чаще всего превращаются вещицыили вещуньи. Вещицами называли женщин, родившихся с особенными способностями узнавать истинный смысл вещей, прошлое и будущее. Их боялись и обвиняли в похищении и поедании младенцев из утробы матери. Сделать такое вещица могла только в отсутствии мужа беременной. Поэтому если муж уезжал, будущая мама надевала что-нибудь из его вещей, хотя бы пояс. Тогда она оставалась под мужниной защитой. Иначе вещица прилетала к ней ночью и тут же (если незадачливая молодуха заснула навзничь, а еще и без креста) извлекала и съедала младенца, а взамен клала в живот краюху хлеба, голыш или кусок льда. Надо заметить, что народная молва при этом отмечала, что делает это вещица не со зла, а в силу особенностей своей природы. Вещицей могла стать девочка, которую родители зачали в особенный, недобрый час (между полуночью и часом ночи или между полуднем и часом дня), или та, которая родилась на ущербе луны, в новолуние.

Чтобы воспрепятствовать нежелательному воздействию сил, связанных с сороками, каждая женщина знала специальные заговоры. Например, такой:

«Сороки-вороны! Прыгайте далеко, крылами махайте широко в густых лозах, во черных лесах, на великих берегах, в червонных песках — там везде бывайте, а сюда не прилетайте! Ху, ху, ху!»

Сохранилось старинное поверье, что вещица оборачивается сорокой, перекинувшись в подполье через двенадцать ножей. Верхняя часть туловища вещицы становится сорочьим телом с крыльями и головой, а нижняя часть так и лежит в подполье, в темном углу, под старым корытом. Поэтому считается, что иногда вещицу можно поймать и обезвредить, накрыв ее корытом.

Когда вещица летит, в сумеречном небе движется чуть заметный синий огонечек - так ее можно отличить от обыкновенной сороки.

Связь сороки с такими особенными существами объясняет некоторые поверья и обряды, бытовавшие на Украине. Считалось, что если убить сороку, вынуть ее сердце, настоять «на горілці» и дать настойку выпить невестке, то она потеряет способность членораздельно изъясняться, «залоскоче сорокою». Если забирать из гнезд сорочьи яйца, то лицо станет рябым. И в то же время, если дотронуться или помазать сорочьим яйцом лицо, то пропадут веснушки.

Увидеть одну сороку в народе считалось к несчастью, две — к удаче, три — к свадьбе, четыре — к рождению ребенка. А целая стая сорок предвещала шумное и счастливое событие, праздник, свято. Кроме того сороки могли помочь избавиться от неприятностей и сглазов, и даже не слишком укоренившейся порчи (в украинском языке вроки, уроки, причина, пристріт).

Внимания заслуживает украинские слова уроки, вроки. Здесь просматривается явная связь и интересующей нас сорокой, а также сорочкой и числом сорок. В его основе корень «рок», «ректи». Если в русском языке слово урок означает некое задание, которое необходимо усвоить или выполнить, наука, то в украинском языке это слово сохранило еще одно более древнее значение: то, что было речено, сказано во вред кому-либо и исказило его судьбу, рок. Напрашивается параллель: род – урод, рок – урок. И именно сороки, как утверждала народная традиция, могли отличить правильные уроки от сбоев в программе, «компьютерных вирусов», как мы сказали бы сейчас. И на своих длинных хвостах унести такие уроки туда, откуда они пришли.

Эти заклинания наговаривались на живых птиц. Ведь сороки всегда жили рядом с человеком и были известны своими способностями, находить общий язык с другими живыми существами. Мне часто приходиться наблюдать, как эти шустрые птицы в моем дворе развлекаются, дразня собаку или кошку. При этом собака относится к проделкам сорок с философским добродушием, а полную собственного достоинства кошку они задевают за живое. Она не может их достать, но страстное желание мести совершило настоящее чудо. Недавно мы обнаружили, что кошка научилась подражать стрекоту сорок! Когда одна из них садиться на ветку рядом с окном, кошка прыгает на подоконник и издает горлом тихие, но вполне отчетливые звуки, имитирующие пощелкивание и стрекот. Мы наблюдали это не раз! Сорока может вызвать на разговор кошку, известную своей способностью взаимодействовать с невидимым народцем, значит и уроки ей нипочем.

Сейчас многие живут в городах, где общение с сорочьим племенем затруднено, и некому поручить унести вредные уроки. Но сделать это может кукла Сорока.


Делаем Сороку

god soroki 07

god soroki 08

Вот схема Каркуши, взятая из Интернета от кукольницы из Пскова по имени Ганна. Она переняла ее у кукольников из Каргополья, Там эта интересная кукла называется Каркуша. Говорят, что это от того, что тамошние жители с большим недоверием относятся к сорокам и лишний раз их имени произносить не хотят. А на Новгородчине по словам Ганны, кукла так и прозывается СОРОКА-БЕЛОБОКА.

Я эту схему дополнила деревянными трехпалыми ножками. На мой взгляд, так кукла гораздо интереснее и работает сильнее.

Для того чтобы сделать куклу Сороку вам понадобится:

  • Клюв: ткань однотонная средней плотности 10х20
  • Голова: однотонная ткань 15х15
  • Лапы: две палочки с тройной рогатинкой на кончике длиной 15см
  • Нижняя юбка 30х15
  • Верхняя юбка 20х15
  • Крылья 25х25
  • Фартук 10х5
  • Платок с диагональю ок. 40см
  • Поясок
  • Бусинки для глаз
  • Нитки

god soroki 09Существенным элементом куклы являются ее «сорочьи лапки». Это веточки, на кончике которых развилки в виде маленьких трезубцев. Трезубец – один из древнейших на земле символов триединства. Направленный вверх он является атрибутом многих могущественных богов. Например, Посейдона, греческого бога морей или Шивы, грозного ведического божества, следящего за соблюдением порядка во Вселенной. Вид трезубца имеет и одна из рун – Альгиз (старший Футарк/алфавит).

Основное ее значение – просьба о защите и сама защита Высших сил. Однако в большинстве скандинавских футарков руна изображается  направленной трезубцем как вверх, так и вниз. При этом прямая руна называется «Маннар» или «Манн» - «мужчина», а перевернутая – «Ир» ассоциируется с женским началом. Впрочем, прямая и перевернутая Альгиз часто меняются ролями. Для нас вами интересно то, что трезубец, направленный вверх, во всех традициях связан с кроной Мирового древа, с богами и потомками, а направленный вниз – с корнями Древа, с Матерью землей, с предками. Таким образом, этот знак позволяет перемещаться по Древу миров, находясь под некой защитой. Кстати, применяют его и в горизонтальном написании. При этом знак так и называется «воронья или  сорочья лапка», и используется для путешествия между мирами.

Некоторые люди даже рождаются с таким знаком у основания ладони, с развилкой в сторону пальцев. Считается, что такой человек был могущественным колдуном в прошлой жизни. Теперь ему необходимо быть чрезвычайно осторожным со всеми своими мыслями, желаниями и словами, чтобы потом не пожалеть когда необдуманные желания исполнятся.

В нашей кукле «лапки» используются как антенны, направленные вниз к энергиям земли. Держа готовую Сороку на ладони левой руки, можно попросить ее достать из глубины подсознания весь мусор, «червячков» сомнений, подгрызающих молодые «корни» намерений, планов и начинаний. Раскопать «личинок» неприятностей, конфликтов и болезней. При этом нужно скрести ее лапками по ладони против часовой стрелки, приговаривая:

«Вороны-сороки, хватайте уроки у (имя), несите по темным лесам, по частым кустам».


Заговариваем Сороку

Если Вы хотите придать кукле Сороке особую силу, присущую, как считали наши предки, некоторым ее пернатым собратьям (к сожалению, нет слова «сосестрам»), ее стоит заговорить. При этом можно использовать готовый заговор или создать свой. При составлении своего текста заговора нужно учитывать несколько правил.

  • Начинается заговор всегда с обращения к святым помощникам и природным силам.  В нашем случае к очистительному огню, земле, воде, камню
  • Затем нужно указать первоисточник вроков, сглазов. Мастерство заговаривающего зависит от количества упомянутых им вариантов происхождения неприятностей.
  • И, наконец, своеобразный экзорцизм, приказание болезни убираться из человеческого тела.
  • Затем отсылание негатива из мира людей в антимир, из которого он пришел.

Здесь мы приводим заговор, составленный из старинных заклинаний, передававшихся предками. Возьмите при этом Сороку в левую руку так, чтобы ее лапы стояли на вашем мизинце, а большой и указательный пальцы лежали под ее крыльями. Покачивайте рукой так, как будто Сорока скачет и помахивает крыльями. Разверните ее «лицом» от себя и произносите заговор от ее имени.

«Гад, гад, земля горить, тебе спалить, і я горю, тебе спалю! Гад, гад, вода горить, тебе спалить, і я горю, тебе спалю! Гад, гад, камінь горить, тебе спалить, і я горю, тебе спалю!

Чи ти водяний, чи ти вітраний, чи ти насланий, чи ти бегучий, чи ти летучий, чи ти стрів на дорозі, чи на порозі, чи ти з вихору, чи ти з очей, чи ти з уроків, чи ти з сміху, чи з страху, чи ти чоловіче, чи ти парубоче, чи ти жіноче, чи ти дівоче, чи ти наслане, чи ти наспане, чи дане в печі, чи ти в їжі, чи ти в сну, чи ти в плачу, чи ти с ходи, чи ти з води, чи ти з вітру. Ворони-сороки, хапайте уроки у (ім’я). Несіте, сороки, по темним лісам, по частим кущам. На лозі почепися, на траві покотися, на воді потопися, на шипшині поколися. Одкуль він взявся, шоб туди він і подівся. Амінь!"

Привожу перевод заговора, хотя на мой взгляд эффективнее его произносить на языке оригинала.

«Гад, гад, земля горит, тебя спалит, и я горю, тебя спалю! Гад, гад, вода горит, тебя спалит, и я горю, тебя спалю! Гад, гад, камень горит, тебя спалит, и я горю, тебя спалю! Хоть ты водяной, хоть ты ветряный, хоть ты насланный, хоть ты бегучий, хоть ты летучий. Хоть ты встретил на дороге, хоть на пороге. Хоть из вихря, хоть из очей, хоть из уроков, хоть из смеху, хоть из страху. Хоть ты мужское, хоть ты юношеское, хоть женское, хоть девичье. Хоть ты наслано, хоть ты наспано, хоть ты из печи, хоть из еды, хоть во сне, хоть в плаче. Хоть из ходьбы, хоть из воды, хоть из ветру. Вороны – сороки, хватайте уроки (имя).  Несите, сороки, по темным лесам, по густым кустам. На лозе зацепись, по траве покатись, в воде утопись,  на шиповнике наколись. Откуда он взялся, чтоб туда он и подделся. Аминь!»

Выше я говорила, что в народе менялось восприятие сорок, как знака или приметы в зависимости от их количества. Наиболее благоприятным считалась стая сорок. То есть чем их больше, тем позитивнее энергии, с ними связанные. Поэтому «зарядить» вашу Сороку лучше в компании ей подобных. На наших занятиях готовых куколок мы располагаем «стайкой» в центре стола и произносим над ними это заклинание. С этого момента они связаны коллективным «разумом», позволяющим пользоваться взаимной поддержкой и вместе находить правильное решение поставленной задачи.

Завершающим этапом является «отверзание очей». Пришейте ей на переносице глазки – бусинки. Теперь Сорока будет за вами присматривать. Она сможет не только приносить полезные известия, но и уносить ненужную информацию, которую вы, словно вирус подцепили где-нибудь. Она сможет стать отличной помощницей, если вы захотите помочь кому-то. Разумеется, если речь не идет о слишком серьезном случае, в котором уместна работа профессионала. В качестве скорой помощи, когда вы или ваш знакомый, внезапно, без видимых причин, почувствовал уныние, все валится из рук и на плечи давит непонятная тяжесть, можно взять Сороку в руки и произнести:

«Летите сороки, ухватите уроки с раба божьего (имя). Понесите на леса, на болота. Сороки летите, уроки пропадите. Сороки летали, уроки пропадали из твоих рук, из твоих ног, из твоих плечей, из карих очей, из веселой головы, из ретивого сердца и из всяких суставов»

После этого поставьте Сороку на подоконник «лицом» на улицу и оставьте так до следующего утра. Если в ее создание вы вложили достаточно души и любви, она обязательно поможет и унесет на своих крыльях чужие уроки, которые не предназначены Роком (судьбой) вам.


Если нужны известия

Даже в наше время при наличии изощренных средств связи и разветвленных электронных социальных сетей не всегда удается получить необходимые известия. Часто нам нужна весточка от человека, связь с которым прервалась. Или мы по каким-либо причинам не считаем для себя возможным, сделать первыми шаг навстречу, чтобы узнать как у этого человека дела. Для таких ситуаций существует проверенный метод, дающий хорошие результаты. Но он применим, если у вас есть сорочка (рубашка) искомого человека. Тогда вы можете взять ее и, связав рукава, произнести: «Пропажа – (имя искомого человека), завяжись! Мне, (свое имя), отзовись!» Сорочку нужно положить в западном углу вашего дома. На рассвете перенесите сорочку в восточный угол и развяжите ее рукава со словами: «Пропажа – (имя искомого), развяжись! Мне, (свое имя), отзовись!».

god soroki 10

Однако мы не всегда располагаем нужной частью гардероба интересующего нас лица. В этом случае можно обратиться за помощью к Сороке. Возьмите ее за крылышки, как за ручки. Произнесите слова: «Сорока – белобока! Близко ли далёко, высоко летала вести собирала. А ты, (имя искомого), голосом звени, на солнышке блести, Сороку примани!» После этого вашу маленькую посланницу положите в западной части дома, лучше на подоконник. На восходе солнца перенесите в восточную часть вашего жилища и скажите: «Сорока – ворона шустра и смышлена! Принесла Сорока вести из далёка. От (имя) весточка мне (имя) на ушко, как  по утру солнышко!»


Сказки

В завершение хочу предложить вашему вниманию несколько сказок, народных и авторских. Возможно, они помогут вам лучше узнать и полюбить не только вашу новую подружку, но и ее живых «сосестер». А вам на прощанье только добрых известий и полезных уроков!

СОРОКА И ЛИСА

god soroki 11Увидела как - то раз Лиса Сроку и притворилась мертвою. Сорока спустилась с дерева и села на Лису. И чтобы убедиться в том, что Лиса мертва, она пересела ей на голову, а потом перешагнула на морду. Лиса моментально схватила Сороку за ногу. Заплакала горько Сорока.

-О моя Сорока! О чем ты так плачешь? - спросила Лисица. В детстве меня всегда ругали родители. Они желали, чтобы меня схватила Лиса, подняла на высокую гору и сбросила бы оттуда так, чтобы на каждом камне я оставила по клочку своего мяса и перьев. Теперь проклятье их исполняется: я схвачена тобою, - продолжила рыдать Сорока.

Лиса решила выполнить волю родителей Сороки. Она поднялась на самую высокую кручу и сбросила оттуда Сороку. Сорока в восторге захлопала крыльями и улетела.

Лиса с разинутой пастью осталась на месте.

Сказка про сороку

В роще на краю деревни жили вороны. Летали они всегда вместе, и если одна находила корм, то кричала: – Кар-р… У меня кор-рм… Все вороны садились и вместе закусывали. Хорошие, дружные были вороны, но поселилась с ними одна сорока. Была она такая же чёрно-серая, как вороны, только хвост у неё был длинный. Вечно она этим хвостом гордилась. Целые дни она любовалась своим хвостом. Ела то, что находили вороны, и даже на яйцах сидела плохо – всё время вертелась. Когда соседки её ругали за это, она говорила: – Ах, я особенная! У меня хвост длинный… Я не могу сидеть, от этого хвост портится. Больше всего она любила разные блестящие предметы, в которых можно было свой хвост рассматривать, как в зеркале. Однажды стащила она в кухне серебряную ложку. Вертелась, вертелась перед ней и уронила на землю. Это увидел поварёнок и закричал: – Вороны-воровки ложку украли!..

Про сороку

(Алтайская сказка)

Выбрали птицы павлина в зайсаны. Павлин широко раскрыл сияющий хвост. На шапке золотые кисти. Настоящий зайсан! Стали птицы жену ему искать. От куропатки, от кедровки, от синицы, ото всех отказался павлин: синица мала, куропатка плохо летает, кедровка худа, кукушка печально кукует... Понравилась ему только сорока: она веселая.

После свадьбы павлин выщипал из своей груди темно-зеленые перья и положил их сороке на спину и на хвост. Заважничала сорока. Ничего не делает. Сидит — перебирает новые перья. Летит — новыми перьями блещет. Утром чуть свет выскочит из гнезда, и нет ее до ночи.

— Куда ты спешишь, сорока? — спрашивает ее павлин.

—Куда хочу.

— Где ты была, сорока?

— Где хотела.

Рассердился павлин. Еще затемно, пока сорока спала, он тихо слетел с гнезда и спрятался за кустом акации. Утром сорока распахнула свою крытую черным шелком шубу и полетела, сверкая белой оторочкой.

Павлин — за ней. Они прилетели к жилью человека. Сорока тут же спустилась на помойку и стала клевать отбросы.

— Как тебе не стыдно?! — крикнул павлин. — Сейчас же лети домой!

А сорока даже не оборачивается: клюет да клюет. Подлетел к ней павлин, стукнул ее клювом по голове.

— Больше, — говорит, — ты мне не жена! С тех пор, роясь в отбросах, сорока все головой вертит и детей своих учит:

— Один раз клюнь, а пять раз оглянись — не то павлин прилетит, по голове стукнет.

Крепко помнят это сорочьи дети. Клюнут раз — и обернутся. Клюнут — и вокруг поглядят.

Почему у сороки длинный хвост

(Ительменская сказка)

Раньше у сороки хвост был коротким, как у всех птиц. Но болтлива она была всегда. Где что услышит - сразу по всей тайге разнесёт да ещё и от себя прибавит. Житья от неё птицам не стало. Вот они и пожаловались орлу. Созвал орёл на совет всех птиц и говорит сороке:

- Голубушка, язык у тебя больно длинный. Болтаешь много лишнего. Обижаешь птиц напрасно.

- Это я-то болтаю?! - встрепенулась сорока. - Неправда! Это всё куропаткины сплетни! Уж я-то её знаю! Сама видела: ночью куропатка из гнезда в тундру летала. Где это видано, чтобы порядочная птица...

- Постой! - остановил её орёл. - Ты же опять сплетни распускаешь!

- Да какие это сплетни?! Вот ворона вчера своему мужу каркала, что кукушка все яйца в чужих гнёздах побила...

- Да прекрати же ты! - грозно вскричал орёл. - Ты, видно, не понимаешь, где находишься.

- Это я-то не понимаю?! - тараторила сорока. - Да вы на глухаря посмотрите: вот он и вправду всякий стыд потерял. Взгляните, как он вырядился! Даже брови накрасил!..

- Хватит! - закричал орёл. - Видно, ты, сорока, неисправима. Подальше надо держаться от тебя. Пусть же за твоим длинным языком тянется и длинный хвост, чтобы птицы сразу узнавали тебя и остерегались.

С тех пор и носит сорока длинный хвост. Где она появляется, там птицы в кусты улетают - от греха подальше.

СОРОКА

Алексей Толстой

За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой. Каждое утро прилетала сорока-белобока и ела пряники.

Покушает, почистит носок и улетит детей пряниками кормить.

Раз спрашивает сороку синичка-птичка:

— Откуда, тётенька, ты пряники с начинкой таскаешь? Моим детям тоже бы их поесть охота. Укажи мне это доброе место.

— А у чёрта на кулижках, — отвечала сорока-белобока, обманула синичку.

— Неправду ты говоришь, тётенька, — пискнула синичка-птичка, — у чёрта на кулижках одни сосновые шишки валяются, да и те пустые. Скажи — всё равно выслежу.

Испугалась сорока-белобока, пожадничала. Полетела к малиновому кусту и съела и калачи медовые, и пряники с начинкой, всё дочиста.

И заболел у сороки живот. Насилу домой доплелась. Сорочат растолкала, легла и охает...

— Что с тобой, тётенька? — спрашивает синичкаптичка. — Или болит чего?

— Трудилась я, — охает сорока, — истомилась, кости болят.

— Ну, то-то, а я думала другое что, от другого чего я средство знаю: трава Сандрит, от всех болестей целит.

— А где Сандрит-трава растёт? — взмолилась Сорока-белобока.

— А у чёрта на кулижках, — ответила синичкаптичка, крылышками детей закрыла и заснула.

«У чёрта на кулижке одни сосновые шишки, — подумала сорока, — да и те пустые», — и затосковала: очень живот болел у белобокой.

И с боли да тоски на животе сорочьем перья все повылезли, и стала сорока — голобока.

От жадности.

Почему у сороки хвост длинный?

Валентина Кужелева

(Сказка)

Жила в лесу сорока Трескунья. Прозвали ее так звери за длинный язык. Все новости в лесу она знала и с утра до вечера трещала и трещала. Всего два глаза, а все видит. Ушей нет, а все слышит. Стоит кому-нибудь в лесу поспорить, а по лесу крик: "Драка! Убивают!"

Не было в лесу зверя, про какого она что-нибудь да не сочинила. Даже про медведя и то небылицу придумала.

Сел будто Мишка на муравьиную кучу, и муравьи-то хвост ему и отгрызли. Узнал об этом хозяин леса, хотел было трепку Трескунье задать, да побоялся, что звери над ним смеяться будут. И для порядка лишь пригрозил болтливой сороке. Испугалась Трескунья. День молчала, другой, а на третий не выдержала и опять затрещала. Такой уж у нее был скверный характер!

Как-то вечером поймала лиса тетерку и решила ею позавтракать.

— Не ешь меня, лиса, — говорит тетерка, — пожалей моих малых тетеревяточек.

Лиса вместо ответа головой мотает; рот не разевает. А тетерка опять:

— Сжалься, лисонька. Отпусти меня к моим деточкам — малым тетеревяточкам.

Лисица только мычит в ответ, зубы разжать боится.

Тут неподалеку наша Трескунья оказалась. Увидала, услыхала и давай лису на все лады передразнивать:

— Му да му! Мэ да мэ!

Мычит, головой крутит, совсем как рыжая плутовка.

Рассердилась лисица на глупую птицу, да ничего сделать с ней не может: жаль добычу изо рта выпускать.

А Трескунья совсем осмелела: то ей на хвост сядет, то на голову заберется. Водит клювом перед самым носом, того и гляди глаз выклюет. Не вытерпела лиса, кинулась на сороку. Чуть-чуть ее не поймала. Тетерка тем временем нырь и улетела. А сорокаТрескунья, как только оправилась от испуга, снова затрещала:

— Лиса в корову превратилась! Лиса мычать научилась!

Не верят ей звери, а любопытство берет свое. Хочется всем на рогатую лису посмотреть, может, Трескунья и правду говорит. Подкараулила однажды лиса сороку и схватила за хвост. Перепугалась Трескунья, давай умолять ее:

— Прости меня, лисица-царица, по глупости своей я все на тебя наговорила.

А лиса мычит и знай трясет ее за хвост из стороны в сторону. Болтается Трескунья в воздухе: Туда-сюда, туда-сюда!

Хвост-то у нее вытянулся и стал длинный-предлинный. На счастье, летела мимо та самая тетерка. Увидела, что сорока в беду попала и скорей к медведю:

— Помоги, Миша, Трескунью из беды выручить. Съест ее лиса.

Пожалел глупую птицу хозяин леса: велел лисе отпустить ее. Полетела Трескунья, а хвост за кусты, деревья цепляется.

С тех пор стала сорока на хвосте свои новости носить, потому что длинный он у нее стал.

МОТЫЛЕК С ОПАЛЕННЫМИ КРЫЛЫШКАМИ

(Бывальщина)

Повелось как-то, что у крестьянина стали один за другим болеть дети. Он уже замучился знахарок да знахарей к себе зазывать! «Все помрут, - говорят те, - потому что завидует тебе вещица и смотрит на твоих детей завидущим оком!»

Что за вещица такая?! Неведомо. Никто ничего хозяину не ответил, поскольку все это знахарское племя друг за дружку горой стоит.

Стал хозяин голову ломать: кто ему может завидовать? Не иначе, какая-нибудь бездетная баба... И вспомнил: как раз перед тем, как заболеть сыну, приходила вдова-соседка, красивая черноглазая молодка, а после того ночью на двор забегала чужая черная курица и громко там кудахтала.

Поговорил хозяин с женой - и та припомнила несколько случаев, когда черная курица кудахтала, а потом заболел кто-то из детей.

Уже один у них остался здоровый ребенок - меньшая дочка, и положили хозяева себе непременно укараулить вещицу и спасти детей. Сели ночью стеречь: мать у постели дочкиной, отец на дворе. И вот ровно в полночь раскудахталась курица, да так, что не унять. Хозяин не растерялся и быстренько накрыл ее загодя приготовленным корытом.

- Вот погоди, настанет утро, придет тебе край! - пригрозил мужик, и в это самое мгновение маленький беленький мотылек выпорхнул в щелочку там, где корыто неплотно прилегало к земле, и полетел, было в дом. Хозяин за ним, ловить, но где там! Однако тут не растерялась его жена. Схватила свечу и поднесла к мотыльку, опалила ему крылышки. Забился тот, затрепыхался и упал на пол. Только ударился оземь, хозяева глядь - а перед ними бьется та самая соседка, только волосы у нее опалены и руки все в ожогах.

- Ох, смилуйтесь, добрые люди! - начала она причитать. - Никогда я больше не погляжу на ваших детушек недобрым оком, никому больше вредить не стану!

Крепко вздул ее хозяин - уползла вещица едва живая. Но дети его наутро выздоровели, и больше никаких бед в той деревне не случалось. Ведь если вещица даст слово больше не колдовать, все ее чародейные свойства избываются бесследно.

А при встрече с этим мужиком вещица так низко кланялась, что дивно было, как у нее спина не переламывалась!