Секреты домашнего алтаря

Наталья Овсянник

Опубликовано в журнале «Неведомый Мир»

Частенько на занятиях или во время индивидуальных консультаций я предлагаю техники, приемы или методики, особенно эффективные в алтарном пространстве. Иногда речь идет об инструментах (например, рунических картах) пригодных только для алтарной работы и дающих прекрасные результаты. При этом часто приходится слышать вопросы о том, что такое домашний алтарь и как его правильно организовать. Это, действительно, важный вопрос, поскольку домашнее святилище, созданное с любовью и учетом определенных законов и правил, может благотворно повлиять на жизнь не только устроителя, но и его родных и близких.

Красный угол

По свидетельству историков красный (первый, большой или святой) угол появился в жилищах наших предков очень давно. С уверенностью, опирающейся на археологические исследования, можно говорить о четвертом  веке нашей эры, то есть задолго до распространения христианства. На самом деле, по-видимому, речь идет о неотъемлемом элементе жилища человека, появившемся практически одновременно с самим жилищем.

Наши предки жили в суровом и прекрасном мире. Ежечасное преодоление испытаний заставляло их четко распределять силы. Чтобы выжить, прокормить себя и своих детей, чтобы противостоять суровой природе, хищникам (в том числе двуногим), болезням приходилось отказываться от всех действий и предметов, не дающих практического результата. И в то же время драгоценное пространство жилища отдавалось «бесполезным куклам», прошлогодним снопам жита и засохшим венкам? В это трудно поверить.

Значит, в полезности и необходимости семейного святилища люди убеждались многократно от поколения к поколению.

В истории нашей страны был довольно длинный период, когда почетный, главный или красный угол в домах пустовал. Иконы из него были убраны. Спустя некоторое время незаметно там поселился телевизор. И как раньше иконы, его стали заботливо украшать плюшевыми салфетками, вазочками, статуэтками и прочими смешными и наивными подношениями. Чего греха таить, и сейчас в большинстве домов именно телевизор из красного угла вещает и поучает, формируя мировоззрение и, стало быть, наше будущее.

Однако в последнее время иконы стали возвращаться в наши дома. Само по себе это явление отрадное. Даже если у вас нет специальной божницы, и икона притулилась на книжной полке или шкафу, польза от нее несомненна.

Для людей, стремящихся обустроить домашний иконостас по всем христианским правилам, существует специальная православная литература. В этой статье я  хочу поделиться с вами знаниями о том, как обустроить домашний алтарь по законам и правилам, выходящим за рамки какой-либо одной конфессии.

Алтарь

Наш мир устроен по закону троичности. Главным символом этого принципа является дерево с его корнями, стволом и кроной. Ни одна часть дерева не может жить без двух других. При этом если погибнет ствол и крона, но сохранятся корни возрождение дерева возможно. Правда, если с этим процессом не слишком затягивать, иначе без «верхов» корни тоже погибнут.

Рядом с живым деревом могут появиться и другие формы жизни. Под его сенью находят защиту растения, звери, птицы и люди.

Наши предки, начиная строить дом, часто сажали молодое деревце внутри будущих стен. По завершении строительства дерево иногда выкапывали и пересаживали снаружи дома, а порой и оставляли расти внутри. Однажды я видела такое старое дерево в Крыму. Оно росло внутри татарского дома, укрывая ветвями его крышу. Довелось мне побывать в древнем храме Шивы в Гималаях. Внутри растет огромное дерево, и главный алтарь разместился в его корнях. Трудно передать ощущение от прикосновения к живой святыне, насчитывающей не одну сотню, а может и тысячу лет. Возникает впечатление, что молитва людей, опираясь на корни священного дерева, по стволу как по дороге, уходит прямо в небеса.

Троичную структуру Мирового Древа можно использовать в создании домашнего алтаря. В верхней, «кроновой» части размещаются предметы и символы горнего мира. К примеру иконы Троицы, Спасителя и Богородичные. Обращаясь к высшему уровню вы сможете настроиться на общение с Небом, с вертикалью, уносящей вверх. Через этот этаж благодарность Творцу и Великой Матери устремится в обитель света и вернется к вам благословением. Через верхнюю часть алтаря, можно соприкасаться с будущим, формируя события и получая от него поддержку.

Семейное благополучие

Средняя часть, «ствол», соответствует проявленному миру. Тут уместно разместить иконы святых. При этом на серединном уровне мирно уживаются изображения и символы, относящиеся к различным религиям.   Единственным критерием отбора может служить ваше сердце. Не будет ли нарушением или даже грехом соседство Николая Чудотворца с Кришной, Ладой или Одином? На Востоке есть поговорка о том, что человек, превозносящий одну религию и нападающий на другую подобен собаке, лающей на хозяина, сменившего одежду.

Этот уровень используется для усиления и укрепления всех насущных сфер вашей жизни. На моем алтаре почетное место занимает икона «Святое Семейство» На ней подросток Иисус с Иосифом Обручником увлеченно мастерят что-то из дерева, а Мария прядет и с нежностью смотрит на своих мужчин. Эта икона встречается не часто. Она больше похожа на жанровую сценку, и от нее веет теплом и миром. К ней принято обращаться с благодарением и просьбами о согласии и взаимопонимании между детьми и родителями. Особенно между сыновьями и отцами.

altar

Я не знаю другой подобной иконы. Есть несметное количество разнообразных икон Богоматери с Младенцем. Психологически они закрепляют и освящают связь матери с сыном. При этом сын на веки остается ребенком, «подающим надежды», отделенным и отдаленным от отцовской фигуры. Реже встречаются иконы Христа с запеленатой девочкой на руках. Отец и дочь, где «дочь» это душа Девы Марии в момент успения. Если абстрагироваться от буквального прочтения смыла таких икон, и просто настроиться на энергии, через них идущие, любая женщина может получить мощную поддержку Отца. Защита, безопасность, одобрение и любовь, столь необходимые каждой из нас в жестком мире борьбы за выживание, помогут перевести дух и собраться с силами.

Есть еще один канонический сюжет, отражающий детско-родительские отношения в православной традиции. Это Новозаветная Троица: Отец, Сын и Святой Дух в виде голубя. Причем последний заменил Мать и от этого семья для человеческого восприятия выглядит неполной и странной. На этих иконах Отец изображается почтенным старцем, все еще полным сил и явно гордящимся цветущим, царственным Сыном. И эта ситуация воспринимается до боли знакомой. Сын, выращенный вдали от «биологического» отца одинокой матерью, встал на ноги, добился успеха и сделал карьеру. Какие трудности при этом пришлось им обоим преодолеть, один Бог знает. И вот теперь сын разыскал отца. Не для того, чтобы просить помощи или совета, а просто чтобы быть рядом, чтобы картина мира стала завершенной. И отец горд и счастлив: « Вот что значит моя кровь!»

Подобным прочтением икон я рискую вызвать недовольство верующих и служителей церкви. Заранее прошу прощения, если задела чьи-то чувства. Но очевидно, что все имеющее отношение к вере мощно влияет на формирование жизненных сценариев. Возможно, на современный кризис семьи не в последнею очередь оказали влияние иконы, много столетий пропагандировавшие неполную семью.

По роду деятельности мне постоянно приходится сталкиваться с семейными проблемами. К сожалению, традиционная семья, где счастливо живут вместе представители нескольких поколений, стала столь редкой, что ее впору заносить в Красную книгу. Женщина с ребенком и взрослый мужчина, живущий попеременно то с очередной женой, то с престарелой мамочкой – вот типичная картина городской семьи. При этом все мечтают встретить «своего единственного», мудрого, доброго, успешного или красивую, заботливую, терпеливую и так далее и тому подобное. Где, на каком этапе мы разучились жить вместе, быть великодушными, радоваться простым вещам и ценить друг друга, не смотря на несовершенства?

Над этим вопросом интересно поразмышлять, но возможно важнее поискать способы выхода из кризиса семьи. О том, что семья необходима, говорит очень многое, хотя бы медицинская статистика. Она утверждает, в частности,  что продолжительность жизни холостяков существенно меньше чем у женатых; склонность к суициду у сыновей, выросших без отца существенно повышается; риск возникновения новообразований возрастает для незамужних женщин. Так вот, с темой семьи, связана серединная часть домашнего алтаря и упоминавшаяся выше икона «Святое Семейство»

Эта икона, минуя все защиты сознания, говорит нашему бессознательному о том, что семейная идиллия возможна! И для ее обретения нужно трудиться всем. Мужчины, отец вместе с сыном, из твердого, но живого материала – дерева (помните наши рассуждения и Мировом Древе) мастерят ее фундамент и стены. Однако, как говорил еще старик Лао-Цзы: «твердое и сильное – умирает, гибкое и слабое – живет». Значит жесткие «мужские» конструкции сами по себе не жизнеспособны. И тут появляется женская энергия. На заднем плане иконы фигура Марии. Она расположена выше отца и сына, но не возвышается, а словно осеняет, укрывает своих мужчин. Женщина смотрит на них с нежностью и прядет нить. Нить судьбы. Тонкая, светлая, мягкая, бесконечная, она сплетается в узорчатое полотно, делает одухотворенной и живой прочную структуру мужского мира.

В средней части домашнего алтаря вы можете разместить так же семейные реликвии, фотографии близких. Причем некоторые из них могут находиться здесь долго или постоянно. Другие вы положите на алтарь временно для лечения или подзарядки. Сюда же я обычно кладу заработанные деньги как своего рода подношение высшим силам. Это благодарность за «хлеб наш насущный, данный на сей день». Разумеется, подобные действия сопровождаются искренним молитвенным благодарением. Через некоторое время очищенные деньги, с запечатленным на них благословением, можно убрать с алтаря.

Благодатная почва

Нижняя, корневая часть домашнего алтаря, посвящена природным силам. Здесь вы можете разместить представителей разных стихий: минералы, свечи, воду, перья и травы, кусочки дерева и раковины. Уместны тут и скульптурки, символизирующие плодородие. Прислушайтесь к своей интуиции и пригасите на алтарь предметы, которые послужат корнями и питательными соками вашему Древу Мира. Только не забывайте о том, что все вокруг живое. В особенности если это нечто находится на алтаре.

В индийской культуре есть понятие «мурти». Приблизительно его можно перевести как «изображение божества». Приблизительно – потому, что мурти больше, чем изображение. Это в некотором смысле само божество или его двойник. Создав и активизировав, намолив мурти (к ним, кстати, индийцы относят и христианские иконы) вы несете за него ответственность. Священный предмет будет работать на вас вечно, но и вечно будет нуждаться в вашем внимании. К нему необходимо регулярно обращаться, вытирать пыль, делать подношения, благодарить и восхищаться.

В Индии мне довелось побывать в своеобразном доме престарелых для таких мурти. На берегу священной Ганги (именно так, потому, что Ганга- мать) расположено высотное ажурное строение с множеством отдельных, выходящих на внешние террасы помещений. В каждом таком маленьком храме живет мурти божества, оставшееся без крова. То ли его родной храм обветшал и разрушился, то ли жители покинули деревню.  Но подселить беспризорного мурти в чужой храм или тем более бросить на произвол судьбы индийцам в голову не приходит. Во-первых, потому, что они его любят и уважают, а во-вторых, они хорошо знают – такие поступки не остаются безнаказанными. Вот и живут древние святыни под одной крышей, каждый в персональном храмике, со своим служителем-брахманом, а миряне с благоговением их навещают и приносят даршан – подношение.

Возвращаясь к созданию корневой части домашнего алтаря, хочу обратить внимание, на соблюдение некоторых правил. Поскольку большинство предметов на нем природного происхождения и не имеют хозяина, разрешение на их приобретение нужно спрашивать у них самих. Сделать это одновременно легко и сложно. Если вы увидели в природной среде, например, камень, который вам хочется взять с собой, прежде всего, поприветствуйте его. Затем положите на средний и безымянный палец раскрытой ладони левой руки. Прислушайтесь к ощущениям. Они могут быть очень разными: покалывание, тепло, холод, пульсация или пустота. Критерий оценки один – приятно ли вам это. Каждый предмет будет говорить с вами по-своему. Слушайте послание, идущее через левую руку  не меньше и не больше 3-5 минут. Потом включается ум и можно запутаться. В случае если предмет молчит или ощущения неприятные, извинитесь и верните его на место. Если выбранный вами предмет согласился, берите его с собой. Но помните! Теперь он ваш и вы его. Это равное партнерство и у каждого из вас есть права и обязательства. Кроме места на алтаре вам нужно найти для нового друга уголочек в своей душе.

Теперь, когда Древо вашего мира проявлено и у него есть корни, ствол и крона, вы получили новую степень устойчивости, источник питания и потенциал для развития. Разумеется, пройдет некоторое время, прежде чем вы почувствуете результат проделанной работы. Сколько? Это будет завесить от вас. Древо мира нуждается в заботе и поливе, как любое растение. Чем больше внимания вы уделяете домашнему алтарю: молитвенное обращение, возжигание свечей и воскурение благовоний, подношение живых цветов и пр. тем мощнее и активнее он заработает. Тогда положенные всего на одну ночь на алтарь ваши украшения, станут еще и надежной защитой; выписанные врачом лекарства лучше подстроятся к вашим внутренним особенностям; письмо любимому человеку (иногда очень полезно писать друг другу бумажные письма) проникнет в его сердце. Да мало ли в чем еще может проявиться сила домашнего алтаря?!  Вы уникальны и таким же уникальным может стать он. Преумножая потенциал, окрыляя душу, сообщая послания небесам, алтарь станет центром и осью не только вашего дома, но и вашей персональной вселенной.