Всевидящее Око

Образа и очи

Уважаемый читатель, если вычитаете эту статью, значит вы человек ищущий и не ленивый. Предлагаю поработать вместе, чтобы полученные знания были вашими, а не заимствованными. Итак, уделите несколько минут размышлениям о том, что такоеобраз. Прежде чем читать дальше, возьмите лист бумаги и запишите все, что приходит в голову по этому поводу.

А теперь можно сравнить результат ваших размышлений с тем, что говорили наши ученики.

Образ это то, что включает в себя неизмеримо большее чем, кажется на первый взгляд. В образ можно углубляться и раскрываясь, он становится смыслом.

Образ, образовывать, образования – это то, что порождает систему понятий и знаний. Образ приводит внутренний мир в порядок.

- В слове «образ» находится слово «бра» и слог «Ра». Мне кажется слово «образ» несет свет и освещает.

- А для меня образ ассоциируется со словом «обрій». Образ это широта и простор.

Не правда ли интересные взгляды?  Есть ли среди них похожие на ваш? Для меня же образ это способ постижения смысла без помощи слов.

Не случайно иконы так же называют образами. Образа – иконы несут в себе возможность прикосновения к божественному. Православие воспринимает иконы не только как священные изображения, но и как проповедь Евангелия, как «писание в образах», «умозрение в красках». Святые отцы называли церковное искусство «Библией для неграмотных», которые, не умея читать по книгам, воспринимают истину через видимые образы.

Для того чтобы воспринять образ, его необходимо и достаточно увидеть. Вспомним, как называется орган, с помощью которого мы смотрим. Наши предки применяли для этого несколько разных слов. Одно из них зрак. Интересно, что, употребляя это слово, имели в виду нечто большее, чем просто зрительное восприятие. С помощью зрака человек мог видеть истинную скрытую суть вещей. Именно это слово полностью ушло из нашего обихода. Остались лишь его  следы, например «зрачок» или знаменитое изречение Козьмы Пруткова: «Зри в корень!»

Другое слова, означающее орган зрительного восприятия око. Сейчас в русском языке оно используется только в поэтических текстах и полностью отсутствует в бытовой разговорной речи. В украинском языке, к счастью, слово око поныне занимает должное место. Важно понимать, что око подобно окну. Через него, с помощью осознанноговидения, человек может заглянуть в тонкий, невидимый глазу иной мир. Достаточно вспомнить многочисленные мифы об оке. Например, миф об Одине, заплатившем своим оком за право испить воды из чудесного источника. Вода источника давала возможность увидеть истину. Или Ликург, мифический правитель древней Спарты. Он дал своему народу божественные законы на долгие столетия сделавшие его народ непобедимым. Платой за бесценные знания для законодателя оказалась утрата ока.

В космогонических мифах многих народов говорится о том, что светила – Солнце и Луна – при создании мира  возникли из очей божества или первочеловека.

В разговорном русском языке сегодня используется только слово глаз. Оно позаимствовано из немецкого, и означает "стекло" (glass)! Так незаметно и «случайно» мы лишились присущей нашим предками способности «зрить в корень» и заглядывать в окна между мирами. Кстати, еще несколько реплик об украинском языке, сохранившем многие смыслы, присущие изначально древнекиевскому языку - языку Киевской Руси. Бачити – видеть; на  санскрите, языке индийских вед, bhas – блистать и видеть. Другой украинский глагол дивиться – смотреть. Его корень совпадает с санскритским div – светить, divan – день. Значит, наши предки знали что, глядя на что-либо можно не только впитывать информацию, но и излучать свет, светиться! Возможно, именно в этом кроется причина раздражения, которое вызывает украинский язык у тех, кто хотел бы, чтобы все славяне продолжали смотреть на мир сквозь стекло, а не через раскрытые окна – очи?

Икона

Среди великого множества икон, почитаемых в православии, есть несколько по своему изобразительному ряду стоящих особняком. Одна из них – икона «Всевидящее Око» Необычность композиции и богатство символов притягивает к ней пристальное внимание и вызывает много пересудов. Некоторые служители церкви даже ставят под сомнение ее соответствие христианским канонам.

Хотя икона «Всевидящее Око» появилась в иконографии сравнительно недавно, в конце 18 века, за прошедшие два с лишним столетия она успела полюбиться многим. По традиции для написания любой православной иконы должен использоваться текст Библии или жития святых. В основу изобразительного ряда этой иконы положены слова: «Вот, око Господнее над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18). Примечательно, что икона, в названии которой идет речь о Господе, относится к Богородичным. Образ Богородицы на нем действительно присутствует, но композиционно занимает далеко не главное место.

oko-02

Сейчас давайте по порядку рассмотрим саму икону. На первый взгляд она напоминает мандалу. Напомним, что мандала это графическое изображение, состоящее из внешнего и внутреннего круга с квадратом между ними. Название происходит от санскритского слова означающего круг. Мандалы используются в буддизме как инструмент познания и способ общения с мирами будд и бодхисаттв.

В центре иконы «Всевидящее Око» расположен маленький первый круг, с вписанным в него образом  Иисуса Христа Господа Эммануила. Эммануил – означает  «С нами Бог». Нужно сказать, что этот вариант изображения Христа в виде отрока наиболее редко встречающийся в православной иконографии Спасителя.

От малого центрального круга по диагоналям расходятся лучи. Четыре направления света, четыре стихии, четыре времени года – устойчивая основа мироздания, пространственно временного континуума.

Лик Христа Эммануила облекает второй круг, на котором изображено лицо с четырьмя очами, устами и носом. В этом дивном лице узнается лик Солнца. О светиле же известно, что именно оно считается видимым в проявленном мире образом Бога - отца. Юный Эммануил, подобно проходящей путь формирования и становления душе человечества, в центре внимания Творца.

На третьем круге иконы мы видим множество сияющих лучиков. Это защитная оболочка мира. Ее венчает фигура Богородица Оранты - хранительницы. Матерь Божья охраняет и маленький круг с личинкой юного Бога и четырехокий облик Бога – солнца.

Последний четвертый круг обычно наполнен изображениями серафимов и   ангелов. Это небо, внешняя оболочка проявленного мира. Тут над Богородицей в усеченном  круге Бог Отец. Саваоф, благословляющий обеими руками все мироздание.

На углах от третьего круга - за четвёртый расположены выступы с фигурами или символами евангелистов; на окружностях - имена и толкование:

  • Матфей писан ангел, посол Господень; ангел или человек — символ мудрости в познании Божественной воли и свободы выбора (Быт. 1:27; И.Навин 24:14—15).
  • Марко писан орлим, возлете на небеса; орёл — символ быстроты и дальнозоркости (Втор. 28:49).
  • Лука писан Телчим, Мир; телец — символ терпения и верности (Ис. 1:3).
  • Иоанн писан лев, во гробе положиша.  Лев — символ власти и могущества (Откр. 5:5; Быт. 49:9).

Гармонизация аджны

Такая, не свойственная православным иконам, геометрическая сбалансированность и наличие четкого центра, дает возможность легко и естественно сконцентрировать зрительное внимание. Предлагаем вашему вниманию работу, направленную на очищение сознания, гармонизацию и активизацию лобной чакры аджны. Для этого нужно иметь икону, но можно попробовать поработать и с иллюстрацией к статье. Если вы захотите воспользоваться нашим предложением, желательно, чтобы вас не беспокоили на протяжении хотя бы получаса.

  • · Поместите икону  перед собой, можно на стол, если вы сидите на стуле или на пол, если вы сидите на полу.
  • · Смотрите в центр иконы на лик Эммануила. Сосредоточьте свое внимание на челе отрока. Сосредоточенность в центре иконы запускает процесс очищения ума и тела. Это концентрация рассеивающихся зрений, фокусирование их на одной центральной точке.
  • · По мере концентрации вашего внимания уходит тревожность и расхлябанность. Повышается внутренняя устойчивость. Постарайтесь не моргать, так как моргание сбивает тот поток информации, который поступает.
  • · В процессе смотрения в центр иконы вы постепенно начинаете видеть весь образ целиком за счет включения периферического зрения. При этом ваш взгляд не скользит по изображению. Он остается зафиксированным на челе Эммануила, а вы видите всю икону в целом.
  • · Далее возможно появление различных визуальных эффектов:
    • - изображение на иконе приобретет объем;
    • - внешний круг затемнится, а центр ярко высветится (эффект туннельного зрения);
    • -одна фигура начинает доминировать, как бы перекрывать другие;
    • - краски на иконе начнут играть и переливаться и др.

oko-03

На все это понадобиться совсем не много времени – около трех минут.

Теперь можно закрыть глаза и на внутреннем экране начнет проявляться изображение иконы. Созерцайте ее, пока проекция не исчезнет.

Возможно, на первых порах внутреннее изображение иконы будет возникать слабо или совсем не появится. Бывает, что не проявляются краски, а идет черно-белая проекция. Не огорчайтесь. Это говорит о том, что в результате стресса или психологической травмы, полученной в раннем детстве, вы не захотели больше смотреть на слишком дорогие для вас вещи. Продолжая созерцать икону, вы сможете восстановить способность видеть внутренние образы и раскроете аджну.

Это так же полезно и для тренировки и восстановления физического зрительного аппарата. Такая работа помогает сохранять зрение во всех его проявлениях: физическое, внутренне, духовное. После таких занятий может измениться характер ваших снов. Они могут стать ярче, красочнее. Вас станут чаще посещать знаковые, вещие сновидения. Это важнейшая составляющая внутренней жизни ищущего, развивающегося человека.

Числа

А сейчас давайте вновь вернемся к загадкам, которые задает нам икона «Всевидящее Око». Почему она называется именно так, хотя самым выразительным ее элементом являются четыре ока? Почему она не называется «Всевидящие Очи»? Оказывается, ответ можно найти, если углубиться в изучение истоков современных славянских языков. Дело в том, что древнекиевском языке было три числовые формы: единственное, двойственное и множественное число. Некоторые современные филологи объясняют это тем, что наши предки считали только до двух, а дальше для них шло понятие «много». Нам эта мысль кажется явно упрощенной. Здесь, безусловно, кроется более глубокая причина, основанная на философском понимании нашими предками устройства мира. Они с помощью трех числовых форм сохраняли и закрепляли в своей речи закон троичности мироздания.

Когда речь шла о божественном — о Творце, о Логосе —  всегда употреблялось только единственное число.  Двойственное число- (лат. dualis) употребляется для обозначения двух предметов, парных по природе (части тела и т. д.) или по обычаю. Поскольку человек в сознании наших предков воспринимался как существо парное, двойственная форма числа применялась для обозначения человеческого. Множественное число относилось к проявленному миру. Миру раздробленному, утратившему божественную целостность, подвластному низшим, бесовским силам. Таким образом, в самой повседневной речи естественно и постоянно присутствовала идея того, что человек по природе своей существо промежуточное. И как говорили гуманисты эпохи Возрождения, только от него самого зависит, поднимется ли он до уровня божественного сознания, станет богочеловеком, или опустится ниже скота, отдаст себя во власть бесовскую.

Сейчас двойственное число ушло из нашей речи. Остались лишь его следы, например  в таких словах, как ножницы, брюки, часы и т.д. Да еще разве что в формах окончания слов. Мы говорим: один образ, одно око. Два, три, четыре ока, образа. Пять, шесть и т.д. очей, образов. Возможно, особые окончания многих слов во множественном числе дочетырех включительно, напоминают об особом состоянии проявленного мира до его окончательного отпадения от мира божественного. До рассыпания на «бесовское» множество, грозящее космосу вновь вернуться в состояние хаоса. Человеку же важно помнить, что именно он является промежуточной кризисной формой бытия. От каждого из нас зависит, будет ли мир исправлен и вернется к космической божественности, или будет окончательно поглощен хаосом. «Энтропия растет» - предупреждают физики.

И вновь мы обнаруживаем, что столь важная для формирования сознания двойственная, человеческая форма числа «случайно» исчезла из современных славянских языков.

Вечное время

Давайте, опять обратим внимание на икону. Теперь нам понятно ее название. Действительно, это око, а не очи, потому что Творец через образ смотрит на нас. Когда это началось? Сколько будет продолжаться? Да и смотрит ли Он на нас сейчас? Если бы эта статья была написана на языке Киевской Руси, подобный вопрос не возникал бы. Дело в том, что в древнерусском языке форм прошедшего времени тоже было три!  Аорист — имперфект — перфект. Имперфект (лат. "незавершенный"), глагольная форма, выражающая одновременно прошедшее время и несовершенный (или длительный) вид: «Мириванна, я учил…» Перфект (лат. "завершенный"), глагольная форма, выражающая сложную комбинацию видовых и временных значений, а именно тот факт, что результат или следствие ситуации, имевшей место в прошлом, сохраняется к моменту речи: «Я выучил»

Аорист же в полной мере нельзя назвать прошедшим временем. Это скорее вечное время. Аорист описывает процессы, существовавшие, и  существующие и будущие существовать всегда. Это категория бытия. В современных славянских языках не сохранилось слов, которые я могла бы привести в качестве поясняющих примеров. Аорист по понятным причинам использовался только в священных текстах, и с 17в был полностью упразднен. Но! Через икону, и в особенности через образ «Всевидящего Ока» мы можем прикоснуться аористу, к вечному процессу созерцания Божества. Облегчают эту возможность лучи, исходящие из центра от круга с ликом Эммануила. Они помогают почувствовать что Господь «дивиться» и «бачить» - наблюдает и излучает божественный свет. Лучи на иконе пронизывают круги бытия, очищая, освещая, защищая алтарное пространство, молящегося и его близких.

Напомним, что эта икона особенно благоприятна для гармонизации, раскрытия и наполнения лобной чакры аджны. Ее еще иногда называют третьим (закон тройственности вселенной) глазом. Когда она раскрыта, то глаза перестают быть стекляшками, становятся очами и взору человека открывается бытие и вечность.

Праикона

Теперь задумаемся над тем, что икона «Всевидящее Око» возникла только в конце 18 века. А все понятия и категории, нашедшие в ней отражение, как мы убедились, были известны нашим предкам значительно раньше. Трудно поверить в то, что в народе не существовало инструмента, помогающего приобщаться к божественному свету и взору. Предмета, служившего оком – окном в сопредельные миры. У египтян, индийцев, арабов стилизованные изображения ока встречаются повсеместно.

Был подобный предмет и у славян. Его так и называли «Божье око». Это была своего рода праикона наших предков. Позднее она получила название «Глаз шамана». Справедливости ради нужно отметить, что подобные «глаза» были и у многих других народов. Мне доводилось видеть их, например, у тибетцев  в Индии. Очевидно, «Божье око» относится к архетипическим символам коллективного бессознательного.

Сейчас у вас есть возможность сами сделать такое око. При соблюдении определенных правил оно станет не только украшением интерьера, нарядным брелком или элементом декора одежды. Созданный вами предмет силы, сможет защитить его обладателя.

Итак, прежде всего вам понадобится две одинаковой длины палочки для равностороннего креста, основы праиконы. Такой крест – один из древнейших символов солнца. Примечательно, что именно он, а не кружок с лучиками. Последний, как ни странно для нас, прежде был символом дождя.

Для равноконечного креста вначале нужно выбрать породу дерева. Наиболее сильным обережным эффектом обладают веточки рябины. Следом за ней идет береза. Такой крест, сделанный руками женщины, сможет защитить не только человека, но дом, квартиру или офис. Мужчине лучше делать оберег из веточек дуба. Прежде, чем взять веточку, с деревом нужно договориться. Объяснить для чего вам это нудно и осторожно отломать прутик. Металл использовать нельзя ни в коем случае. Не забудьте дерево поблагодарить.

Теперь нужно определиться с составом нити. Синтетика может быть очень декоративна, но кроме художественной ценности ни на что рассчитывать не приходится. Другое дело натуральные материалы. Вот некоторые их особенности:

  • Лен обладает успокаивающим эффектом. Такое око подойдет для спальни.
  • Шелк способствует сохранению ясности мысли. Шелковое око будет особенно полезно вблизи рабочего места, в офисе.
  • Хлопок - универсальное средство от порчи и сглаза. Такой оберег не слишком сильный, но достаточно мягкий. Он идеально подходит для детской комнаты или коляски.
  • Шерсть - очень сильное средство. Такое око помогает восполнить энергопотери, полученные в результате серьезной порчи. Закрепив его на некоторое время на уровне пробитых чакр, можно залатать дыры в ауре. Око из шерстяных нитей хорошо работает на входе в жилье, в местах, куда приходит много разных людей. Оно может стать надежным помощником целителя.

Последний выбор, который вам предстоит сделать – цвет. Начинать всегда нужно с красной нити. Она дает первичный солнечный импульс. Искра жизни. Именно красной нитью вы скрепите палочки в центре крестообразно. При этом нельзя завязывать никаких узлов. Только наматываем нить слой за слоем по часовой стрелке. (Рис.1)

рис. 1

После того, как равноконечный деревянный крест прочно закреплен красной нитью, можно наматывать нити любого цвета полосу за полосой. Каждый раз при этом обвиваем палочку нитью сверху вниз одним витком и  протягиваем нить до следующего луча по часовой стрелке. Затем вновь виток сверху вниз и так далее. (Рис.2)

рис. 2

Когда до конца лучей останется примерно два сантиметра, делаем петлю из трехцветного шнура. Приложив ее к одному из лучей, продолжайте наматывать око на деревянную основу вместе с кончиками петли. (Рис.3)

рис. 3

Очень коротко напомним символику и характер воздействия цвета.

  • Белый – чистота, новые возможности.
  • Черный – тайна, глубина.
  • Красный – жизнь, страсть, активность.
  • Пурпурный – царственность, благородство.
  • Оранжевый – радость, практические знания, доминирование.
  • Золотой – солнечный свет, богатство.
  • Желтый – жизненная сила, оптимизм, душевное здоровье.
  • Коричневый - плодородие.
  • Зеленый – целительство, ученичество.
  • Голубой – интуиция.
  • Синий – верность, спокойствие.
  • Фиолетовый – женская магия.
  • Серебряный – лунный свет, посвящение.

Защитными свойствами обладает сама конструкция ока. Это излучающий живой деревянный солнечный крест, плотно уложенные рядами витки натуральных цветных нитей, символизирующих вечность, и красная точка в центре. Если при этом, наматывая «бесконечную паутину», вы будете осознанны и призовете Око Божье направить свой взор на вас, ваших близких и дом, результат будет отменным.  Работая, вы можете обращаться к высшим силам своими словами. Главное не форма, а ваша искренность и вера в то, что вы непременно будете услышаны. При желании можно использовать традиционный текст защитного заговора. Его можно выучить или читать по бумажке. Желательно, правда, перед этим переписать его от руки.

От всех видов опасностей

«Сила неба да мне в защиту. Сила неба да моим детям в защиту.

Ляг оберег на мой порог да на мой след – от моих слез и от всяких бед. От врагов, коих я знаю и от тех, кого я не знаю, от лжи, от воды, от огня, от ран, от слова и от меча, от младшего и от старшего, от первого и от последнего.

Как сила от неба, так и помощь от Бога.

Аминь. Аминь. Аминь»

Разумеется, во время работы над оком можно произносить про себя или вслух любые известные вам молитвы.

oko-07Око божье, Всевидящее око, Неусыпающее Око, Недреманное око один из самых добрых и сильных дарованных нам образов. Оно как защитный экран бережно и тактично укроет ваш мир, чтобы душа могла зреть и развиваться под присмотром божественных родителей. Удачи вашим душам,  покоя и уюта домам!

Наталья Овсянник